По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского областного суда от 24.11.2014 по делу N 3-98/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 8 статьи 35 Закона Нижегородской области от 18.12.2013 N 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов">



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. по делу № 3-98/2014

Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Нижегородского областного суда Коневой С.И.,
при секретаре судебного заседания М.К.В.,
с участием прокурора Гаврилова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.О.В. о признании несоответствующим статье 57 Жилищного кодекса РФ пункта 8 статьи 35 Закона Нижегородской области от 18.12.2013 № 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов",

УСТАНОВИЛ:

согласно пункта 8 статьи 35 Закона Нижегородской области от 18 декабря 2013 № 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" введен в действие Закон Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", за исключением пункта 2 части 1 статьи 2.
В соответствии со статьей 2 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.
Таким образом, в соответствии с оспариваемой нормой с 1 января 2014 года полномочия по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года органам местного самоуправления не переданы.
Первоначальный текст документа опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Нижегородские новости", № 5/1(5338/1), 15.01.2014 (начало), "Нижегородские новости", № 6/1(5339/1), 16.01.2014 (окончание). В оспариваемой части изменения в Закон не вносились.
П.О.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать несоответствующим статье 57 Жилищного кодекса РФ пункта 8 статьи 35 Закона Нижегородской области от 18.12.2013 № 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемая норма препятствует реализации ею права на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 57 Жилищного кодекса РФ, поскольку в отсутствие передачи органам местного самоуправления полномочий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", механизм реализации ею указанного права отсутствует, что противоречит части 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседании представители П.О.В. - П.В.С. и адвокат Лузина Н.Н. заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении доводам, уточнив заявленные требования, и просили признать оспариваемую норму несоответствующей пункту 3 части 2, части 3 и 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Дополнительно представитель П.О.В. - Лузина Н.Н. пояснила, что ст. 57 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса перечне на основании решений органа местного самоуправления. Однако, указанный механизм предоставления жилых помещений не может быть реализован заявителем, поскольку оспариваемой нормой полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями не переданы органу местного самоуправления.
Также считает, что оспариваемая норма не позволяет заявителю реализовать свое право на обеспечение жилым помещением, поскольку законодательство Нижегородской области, в частности, Закон Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" предусматривает для заявителя предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Представитель П.О.В. - П.В.С. пояснила, что Жилищный кодекс РФ, предусматривая обязанность органов местного самоуправления по обеспечению граждан жилыми помещениями, наделяет администрацию обязанностью по предоставлению жилых помещений, тогда как оспариваемая норма таких полномочий не предусматривает. В связи с чем, в настоящее время заявитель не может реализовать свое право на жилье, поскольку Правительство Нижегородской области выплачивает компенсацию, размер которой не позволяет приобрести жилое помещение.
В судебном заседании представитель Законодательного собрания Нижегородской области С.Е.А. возражала против доводов заявления и просила суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что норма принята в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий Правительства Нижегородской области.
В обоснование возражений против доводов заявления пояснила, что оспариваемый пункт 2 части 1 статьи 2 Закона не приостановлен, как это утверждает заявитель, а не введен в действие. То есть полномочия по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не приостановлены, а лишь не переданы органам местного самоуправления, что является допустимым в силу части 7 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Полагает, что пункт 8 статьи 35 Закона Нижегородской области от 18 декабря 2013 года № 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" не нарушает требований статьи 57 Жилищного кодекса РФ в части прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на обеспечение их жилыми помещениями по договорам социального найма.
Представитель Правительства Нижегородской области Р.О.В. возражала против доводов заявления, поддержала доводы представителя Законодательного собрания Нижегородской области и просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление неподлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель является инвалидом II группы по общему заболеванию, страдающим заболеванием, внесенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29.05.2013 года, измененным апелляционным определением Нижегородского областного суда от 18.03.2014 года, П.О.В. признана состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по п. 4. ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с 28.11.2012 года.
П.О.В. оспаривается норма, которой не вводится в действие норма Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", наделяющая органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.
Доводы заявителя основаны на неверном понимании норм права, регулирующих порядок предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, реализация права на жилище обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
При этом меры социальной защиты инвалидов, в том числе и в области жилищных отношений, предусмотрены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части первой ст. 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей 57 Жилищного кодекса РФ также установлено, что гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
При этом в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма, такие помещения предоставляются в порядке, предусмотренном для той или иной категории граждан, в зависимости от отнесения к одной из категорий из государственного или муниципального жилищного фонда.
То есть такие граждане, во всяком случае, обеспечиваются жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, отнесенными к соответствующему жилищному фонду органом, на который законодательством возложена обязанность по обеспечению таких граждан указанными жилыми помещениями.
Кроме того, согласно пункту пятому части первой статьи 14 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Иное противоречило бы правовой природе установленных действующим правовым регулированием жилищных фондов и конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
Статья 40 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
При этом порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, уже установлен Жилищным кодексом РФ, гарантирующим им право на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что вопросы обеспечения жильем инвалидов являются расходным обязательством Российской Федерации. При этом право инвалидов на жилые помещения определяется в соответствии со статьями 28.1, 28.2 указанного Федерального закона предусматривающих, что данные полномочия передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляются за счет субвенций, предусмотренных федеральным бюджетом для осуществления данных полномочий.
Таким образом, Российская Федерация в данной норме полностью отразила правовое регулирование этих вопросов. Остальные вопросы обеспечения жильем граждан регулируются жилищным законодательством, где указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право принимать нормативные правовые акты для обеспечения условий по осуществлению гражданами своего права на приобретение жилья. Принятие данных нормативных правовых актов - сфера собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации, поскольку статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определила тот объем полномочий, который осуществляется органами государственной власти Российской Федерации.
Само по себе отсутствие передачи полномочий по обеспечению жильем инвалидов органам местного самоуправления не лишает граждан указанной в ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ категории на получение жилых помещений в установленном законом порядке, поскольку такие полномочия остаются за органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в случае ненаделения органа местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями такая обязанность остается за органом субъекта РФ.
При этом решение вопроса о разграничении полномочий по обеспечению жильем инвалидов между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления является сферой собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации.
Для указанных целей законодательством установлен соответствующий порядок, в рамках реализации которого субъект вправе передать соответствующие полномочия органу местного самоуправления при условии передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Решение такого вопроса относится к сфере деятельности субъекта Российской Федерации по осуществлению государственно-властных полномочий и не связан с исполнением обязательств в области жилищных правоотношений.
Так, Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132 Конституции РФ).
Из статьи 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Так, в соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 73 Конституции РФ устанавливает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
При этом статья 8 Бюджетного кодекса РФ определяет, что к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Указанная норма предоставляет право органам государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).
Таким образом, субъекты Российской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование по вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенным из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации за счет средств собственных бюджетов.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
В силу пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению лиц-инвалидов, указанных в перечне, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 этой же статьи положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений установлены статьей 13 Жилищного кодекса РФ, в числе которых иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9).
В соответствии с пунктом вторым статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Таким образом, разрешение вопросов о социальной защите инвалидов в соответствии со статьями 28.1, 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Из изложенного следует, что предоставление гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, жилых помещений является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Поскольку на 2014 год в областном бюджете соответствующие субвенции предусмотрены не были, пунктом 8 статьи 35 Закона Нижегородской области от 18 декабря 2013 года № 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" пункт 2 части 1 статьи 2 Закона области не введен в действие.
Как следует из обжалуемой нормы, полномочия по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года органам местного самоуправления не переданы.
Таким образом, органы государственной власти Нижегородской области реализовали свои полномочия по государственной защите инвалидов в полном соответствии с нормами федерального законодательства, а решение вопроса о непередаче указанных полномочий принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий его исполнительного органа, поскольку решение вопросов о передаче органам местного самоуправления полномочий по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, относится к компетенции Правительства Нижегородской области.
Оспариваемая норма принята субъектом Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации.
Оспариваемое положение нормативного правового акта не препятствует улучшению жилищных условий заявителя и не исключают общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, который установлен статьей 57 Жилищного кодекса РФ.
При этом само по себе оспариваемое положение направлено на реализацию субъектом Российской Федерации переданных ему полномочий в установленных федеральным законодателем пределах, а потому не может рассматриваться как нарушающее права заявителя, перечисленные в жалобе.
Кроме того, нормы статьи 57 Жилищного кодекса РФ регулируют правоотношения по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и устанавливают порядок предоставления таких помещений.
Предметом же регулирования оспариваемой нормы являются отношения, возникающие в области разграничения полномочий, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Следовательно, ссылка на противоречие оспариваемой нормы положениям статьи 57 Жилищного кодекса РФ носит произвольный характер, поскольку статья 57 Жилищного кодекса РФ имеет иной предмет правового регулирования, чем оспариваемые нормативные положения, которые не могут ей противоречить.
Таким образом, оспариваемый (в части) нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно за счет средств своего бюджета решать вопросы социальной поддержки граждан, в том числе в сфере обеспечения жильем.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии противоречий между оспариваемым положением нормативного правового акта Нижегородской области и федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Нижегородский областной суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований П.О.В. о признании несоответствующим пункту 3 части 2, части 3 и 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ пункта 8 статьи 35 Закона Нижегородской области от 18.12.2013 № 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
С.И.КОНЕВА


------------------------------------------------------------------