По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского УФАС России от 14.10.2014 по делу N 1266-ФАС52-10/14 <О нарушении законодательства о защите конкуренции при организации аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу № 1266-ФАС52-10/14

Комиссия № 4 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Нижегородское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
- С. - председатель комиссии, заместитель руководителя управления;
- К. - заместитель председателя комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти;
- Ж. - член комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов государственной власти,
при участии:
Б. - представителя общества с ограниченной ответственностью "Сцк" (доверенность от 14.10.2014 б/н);
З. - начальника сектора недропользования министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (доверенность от 10.06.2014 г. № <...>);
Р. - начальника правового и кадрового отдела министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (доверенность от 10.06.2014 г. № <...>),
рассмотрела 14 октября 2014 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сцк" (далее - ООО "Сцк", заявитель) на действия министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области при организации аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Сцк" (вх. № <...> от 7.10.2014) (заявитель) на действия министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (организатор торгов) при организации аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор.
По мнению заявителя, организатор торгов не уведомил надлежащим образом ООО "Сцк" об отмене вышеуказанного аукциона. Кроме того, не разместил на официальном сайте torgi.gov.ru приказ министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области об отмене данных торгов.
8 октября 2014 года жалоба заявителя Нижегородским УФАС России принята к рассмотрению; заседание Комиссии антимонопольного органа назначено на 14 октября 2014 года в 13.30.
Рассмотрение жалобы по существу состоялось 14 октября 2014 года.
На процедуру рассмотрения жалобы прибыли представители организатора торгов и представитель заявителя, которым председатель комиссии разъяснил, что лица, участвующие в рассмотрении жалобы, имеют право знакомиться с имеющимися материалами, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения жалобы вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, обжаловать решение антимонопольного органа, принятое по жалобе.
В ходе рассмотрения жалобы заявителя, представители организатора торгов, изложенные в письменном виде аргументы, поддержали в полном объеме и просили отказать в удовлетворении жалобы.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, исследовав имеющиеся в деле материалы, заслушав лиц участвующих в деле, пришла к следующим выводам.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из приведенной нормы права следует, что, прежде всего, правом обжалования в антимонопольный орган действий организатора торгов наделены лица, подавшие заявки на участие в торгах.
Жалобы на торги в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
В рассматриваемом случае ООО "Сцк" подана заявка на участие в аукционе.
Приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 16.05.2014 г. № 687 утверждены порядок и условия проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки, и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор.
Порядок и условия проведения аукциона на право пользования участком недр, а также извещение о проведении аукциона разработаны в соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах, Законом Нижегородской области от 03.11.2010 г. № 169-З "О недропользовании на территории Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 г. № 965 "Об утверждении Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области", приказом министерства экологии и Положением по порядку проведения торгов.
Согласно извещению, утвержденному Приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 16.05.2014 г. № 687 на аукцион выставлен участок недр местного значения, расположенный в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор.
Срок подачи заявок установлен до 9 сентября 2014 года.
Заседание аукционной комиссии по допуску заявителей к участию в аукционе назначено на 15 сентября 2014 года.
Дата проведения аукциона установлена 25 сентября 2014 года.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Рассматривая жалобу ООО "Сцк", Комиссия антимонопольного органа руководствуется следующими правовыми позициями.
Согласно статьи 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
Основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.
Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт).
Официальный сайт и уполномоченный на его ведение орган определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 (ред. от 15.05.2014) "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определен сайт www.torgi.gov.ru.
Во исполнение статьи 13.1 Закона о недрах приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 07.08.2009 г. № 434 утверждено Положение по подготовке условий и проведению аукционов на право пользования участками недр местного значения.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения по порядку проведения аукциона, решения о проведении аукционов на право пользования участками недр местного значения (далее - аукцион на право пользования недрами, аукцион), о составе и порядке работы аукционных комиссий, определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Минэкологии) и оформляется приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Согласно пункту 3.1.15 Положения Минэкологии вправе до даты проведения аукциона принять решение об отмене проведения аукциона:
в случае выявления нарушений требований законодательства при проведении аукциона;
в случае выявления нарушений утвержденного организатором аукциона порядка проведения аукциона;
на основании судебных актов;
вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Решение об отмене аукциона на право пользования участком недр оформляется приказом Минэкологии.
В случае отмены аукциона на право пользования участком недр участникам аукциона возвращается сумма внесенного задатка.
30 сентября 2014 министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области издан приказ № 1513 об отмене аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор.
На рассмотрении жалобы по существу представитель министерства экологии и природных ресурсов пояснил, что данный аукцион отменен в соответствии с пунктом 3.1.15 Положения - вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
По смыслу пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, поскольку она в отличие от случая имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов: наводнения, стихийные бедствия, землетрясения, ураганы, сход снежных лавин, иные природные катаклизмы, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, запретительные меры государства.
Таким образом, в целом можно сделать вывод о том, что возможность применения положений пункта 3 статьи 401 ГК РФ возникает только при доказанности того, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие наступления чрезвычайных явлений (событий), воздействие которых происходит извне и объективно непредотвратимо.
Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Однако документы подтверждающие возникновение потребности в отмене аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор не представлены.
Таким образом, министерство экологии и природных ресурсов неправомерно отменило аукцион на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор.
Что касается довода заявителя о ненадлежащем уведомлении об отмене спорного аукциона, Комиссия антимонопольного органа не принимает данный довод в ввиду следующего.
Согласно извещению, опубликованному на официальном сайте торгов - torgi.gov.ru изменения об отмене аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор внесены 30.09.2014, то есть до проведения аукциона.
Таким образом, министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области доведена информация об отмене вышеуказанного аукциона в оперативном порядке до всех потенциальных участников аукциона.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а именно по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции содержит полномочие антимонопольного органа по выдаче, в частности, организатору торгов обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в том числе предписаний об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, об аннулировании торгов.
В связи с выявленными нарушениями Комиссия антимонопольного органа выдает организатору торгов предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений процедуры проведения торгов.
Иных нарушений в действиях министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по порядку организации аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор, не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20) и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Нижегородского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Сцк" на действия министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области при проведении открытого аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор обоснованной.
2. Выдать министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений процедуры торгов:
- отменить Приказ "Об отмене аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки, и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор" от 30.09.2014 № 1513;
- назначить новую дату проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки, и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Председатель Комиссии
С.

Члены Комиссии
К.
Ж.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу № 1266-ФАС52-10/14

Комиссия № 4 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
- С. - председатель комиссии, заместитель руководителя управления;
- К. - заместитель председателя комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти;
- Ж. - член комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов государственной власти,
на основании своего решения от 14.10.2014 № 1266-ФАС52-10/14, принятого по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Сцк" (далее - ООО "Сцк" (заявитель) на действия министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (организатор торгов) при организации аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области в срок до 13 ноября 2014 года:
- отменить Приказ "Об отмене аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки, и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор" от 30.09.2014 № 1513;
- назначить новую дату проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки, и добычи строительных песков на участке, расположенном в 2,7 км северо-западнее южной окраины пос. <...> городской округ город Бор.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
С.

Члены Комиссии:
К.
Ж.


------------------------------------------------------------------