По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 13.03.2014 N 47 "Об утверждении экономически значимой программы "Развитие птицеводства и увеличение производства, переработки, хранения и сбыта мяса птицы в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
РЕСУРСОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 13 марта 2014 г. № 47

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ПТИЦЕВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА,
ПЕРЕРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ И СБЫТА МЯСА ПТИЦЫ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов Нижегородской области
от 01.08.2014 № 116)

В соответствии с Порядком отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 131, и в целях обеспечения устойчивой работы агропромышленного комплекса, укрепления экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей Нижегородской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемую экономически значимую программу "Развитие птицеводства и увеличение производства, переработки, хранения и сбыта мяса птицы в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа).
2. Отделу финансирования организаций АПК (О.В. Григорьев) обеспечить предоставление Программы в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в целях участия в отборе экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации для распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ.
3. Признать утратившим силу приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 20 декабря 2012 года № 180 "Об утверждении программы "Развитие птицеводства и увеличение производства, переработки, хранения и сбыта мяса птицы в Нижегородской области на 2013 - 2015 годы".
4. Действие настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. министра
В.Н.БАРХАТОВ





Утверждена
приказом
министерства сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов
Нижегородской области
от 13.03.2014 № 47

ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ПТИЦЕВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА,
ПЕРЕРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ И СБЫТА МЯСА ПТИЦЫ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

(далее - Программа)
Список изменяющих документов
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов Нижегородской области
от 01.08.2014 № 116)

Паспорт Программы

Наименование Программы
Экономически значимая программа "Развитие птицеводства и увеличение производства, переработки, хранения и сбыта мяса птицы в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы"
Основание для разработки Программы
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717;
Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 23 октября 2013 года № 767
Разработчик Программы
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
Цель Программы
увеличение производства мяса птицы для обеспечения населения Нижегородской области в параметрах, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации
Основные задачи Программы
ускоренное развитие птицеводства путем внедрения инновационных технологий;
укрепление финансово-экономического состояния птицеводческих организаций
Участники Программы
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы);
организации агропромышленного комплекса Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы)
Основные мероприятия Программы
для решения основных задач Программой предусмотрен комплекс мероприятий:
техническая и технологическая модернизация птицеводческих организаций, внедрение экологически безопасных технологий производства и переработки продукции птицеводства;
организация кадрового обеспечения отрасли птицеводства;
обеспечение эпизоотического благополучия в птицеводстве;
повышение эффективности переработки и реализации птицеводческой продукции путем развития мощностей и модернизации участков по переработке мяса птицы;
возмещение части затрат на производство мяса птицы;
повышение доли обеспеченности птицеводческих организаций фуражным зерном собственного производства за счет расширения посевных площадей и роста урожайности зерновых и зернобобовых культур
Сроки реализации Программы
реализация Программы предусмотрена в период с 2014 по 2016 годы. Программа реализуется в один этап
Исполнители Программы
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее - Минсельхозпрод),
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы МСУ) при условии участия в реализации Программы;
организации агропромышленного комплекса Нижегородской области (далее - организации АПК) при условии участия в реализации Программы
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы, тыс. рублей
Источники финансирования
2014 год
2015 год
2016 год
Всего
Всего, в том числе:
1796775,1
1867963,6
2272473,9
5937212,6
Областной бюджет
108000,0
119180,0
129330,0
356510,0
Внебюджетные источники
1688775,1
1748783,6
2143143,9
5580702,6
Целевые индикаторы и показатели Программы
по итогам 2016 года будут достигнуты следующие значения целевых индикаторов и показателей программы:
производство мяса птицы на душу населения - до 24,7 кг;
выручка от реализации продукции в сельскохозяйственных организациях - 28,0 млрд рублей, в том числе от реализации мяса птицы - 5,7 млрд рублей;
уровень рентабельности производства мяса птицы в сельскохозяйственных организациях - 8,2%;
среднемесячная заработная плата работников птицеводства - 26946 рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
производство мяса птицы (реализация на убой в живом весе) во всех категориях хозяйств - 79,7 тыс. тонн;
сохранение численности работников птицеводства к уровню 2013 года - на 100,0%;
прирост среднемесячной заработной платы работников птицеводства к уровню 2013 года - 57,5%;
увеличение производственных мощностей убоя и переработки птицы - до 15 тыс. голов в час к 2016 году;
повышение производительности труда в 2016 году на 16% к уровню 2013 года
Система управления и контроля
ответственным за реализацию и координацию Программы в целом, достижение цели, задач, индикаторов и непосредственных результатов реализации Программы является министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;
финансирование программных мероприятий осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Положением о порядке предоставления субсидий в рамках реализации экономически значимой программы "Развитие птицеводства и увеличение производства, переработки, хранения и сбыта мяса птицы в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы";
мониторинг реализации и формирование отчетности о ходе реализации Программы осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области

1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа.
Анализ ситуации и потенциал развития мясного птицеводства

Настоящая Программа разработана в соответствии с государственной программой "Развитие АПК Нижегородской области" до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 23 октября 2013 года № 767. Программа призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли птицеводства в Нижегородской области, достижения продовольственной независимости области от воза импортной продукции и снабжения населения мясом птицы отечественного производства. Программа направлена на достижение приоритетных целей развития агропромышленного комплекса области, обозначенных министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, по проведению государственной политики в сфере АПК и развития сельских территорий в соответствии со схемой территориального планирования Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 года № 254.
За последние годы в отрасли животноводства Нижегородской области произошли позитивные технологические изменения, способствовавшие улучшению ее экономической эффективности. Это подтверждается положительными тенденциями роста продуктивности и увеличения поголовья животных интенсивных типов породных групп, строительством современных молочных и свиноводческих ферм с инновационными технологическими решениями по содержанию животных и заготовке кормов. В области создана одна из лучших в Российской Федерации племенная база молочного животноводства.

Эффективность производства продукции животноводства
в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области
(уровень рентабельности, %)
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов Нижегородской области
от 01.08.2014 № 116)

Показатели
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Производство молока (включая в переработанном виде)
1,8
18,6
9,0
4,3
12,7
Производство мяса скота и птицы в живом весе (включая в переработанном виде)
-9,7
-13,0
-16,2
-9,9
-18,8
в том числе: крупного рогатого скота
-26,4
-32,7
-31,1
-30,3
-42,8
птицы
7,8
5,3
1,0
10,7
3,8
свиней
-6,0
-7,7
-18,4
-8,7
-18,7
Производство яиц
15,0
5,9
2,5
6,1
20,5

В период с 2009 по 2013 годы отмечается положительные результаты деятельности сельскохозяйственных организаций области в производстве яйца (уровень рентабельности складывался в диапазоне от 2,5% до 20,5%), молока (от 1,8% до 18,6%), в производстве мяса птицы (от 1,0% до 10,7%). При этом ежегодно убыточным в анализируемом периоде было производство мяса крупного рогатого скота (от -26,4% до -42,8%) и мяса свиней (от -6,0% до -18,72%), в результате отрицательное значение уровня рентабельности и в целом по производству мяса скота и птицы.
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 01.08.2014 № 116)
Однако мясной подкомплекс агропромышленного комплекса Нижегородской области является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса по своему социально-экономическому значению - обеспечение занятости на селе и снабжение населения области мясом различных видов.
Вместе с тем, в нем накопилось наибольшее количество нерешенных проблем. На протяжении всего периода реформирования агропромышленного комплекса численность поголовья сельскохозяйственных животных, объемы производства мяса снижались, и лишь в последние несколько лет наметился рост производства мяса птицы, как "скороспелой" отрасли.

Поголовье и производство скота
и птицы во всех категориях хозяйств

Показатели
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Поголовье скота и птицы на конец года, тыс. голов





крупный рогатый скот
328,9
324,5
314,3
310,6
299,6
свиньи
269,6
267,6
135,5
130,1
155,3
птица
8842,1
9469,4
9197,9
9759,9
9243,5
в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
7687,4
8087,3
7853,2
8463,6
7998,0
Производство мяса скота и птицы (реализация на убой в живом весе), тыс. тонн
127,0
132,8
138,9
123,2
129,6
мяса крупного рогатого скота
46,5
42,5
41,8
41,0
40,8
мяса свиней
35,6
36,8
40,0
20,3
20,9
мяса птицы
40,6
49,3
53,0
58,4
64,2
в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
39,5
48,2
51,9
57,4
63,3

С 1995 по 2009 годы производство мяса всех видов в Нижегородской области уменьшилось с 184,6 тыс. тонн в 1995 году до 127,0 тыс. тонн в 2009 году с одновременным увеличением ввоза импортной продукции. В общем объеме производства мяса скота и птицы на убой в живом весе доля хозяйств населения снизилась с 27,9% в 2009 году до 20,0% в 2013 году.
В 2013 году во всех категориях хозяйств Нижегородской области произведено скота и птицы на убой в живом весе 129,6 тыс. тонн, что на 2,6 тыс. тонн, или на 2,0% больше уровня 2009 года. При этом, в анализируемом периоде отмечается ежегодное снижение производства мяса крупного рогатого скота (всего с 2009 по 2013 годы снижение составило 5,7 тыс. тонн, или на 12,3%) и резкое падение производства мяса свиней (с 35,6 тыс. тонн в 2009 году до 20,9 тыс. тонн, или на 41,3% в 2013 году). Снижение объемов производства видов объясняется отрицательными значениями уровня рентабельности их производства (порядка -30% по мясу КРС и в среднем -11% по мясу свиней), а также из-за значительного сокращения поголовья свиней в связи с угрозой возникновения эпидемии африканской чумы в ведущей свиноводческой организации Нижегородской области - ОАО "Ильиногорское".
В мясном птицеводстве с 2009 по 2013 годы, напротив, наблюдается ежегодный прирост объемов производства и положительные значения уровня рентабельности, что свидетельствует об экономической целесообразности развития данной отрасли в регионе.
Ускоренное развитие птицеводства в Нижегородской области следует рассматривать как первоочередную задачу еще и потому, что ее решение позволит научно обоснованно, и в интересах всего населения, удовлетворить платежеспособный спрос на мясо за счет собственного производства. К тому же птицеводческая отрасль является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса области, которая создавалась как комплексная интегрированная система, обеспечивающая все процессы от воспроизводства птицы до производства готовой продукции и ее реализации. Все это выдвинуло отрасль в число основных источников пополнения продовольственных ресурсов: удельный вес мяса птицы в общем объеме производства мяса всех видов в области по итогам 2013 года составил 49,6% (в 2009 году данный показатель составлял 32,0%), в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 61,1% (в 2009 году 43,2%).
Для увеличения объемов производства мяса птицы до 79,7 тысячи тонн к 2016 году область располагает всеми возможностями:
- стабильно развивающаяся отрасль птицеводства;
- наличие площадок под строительство;
- наличие ресурсов для создания собственной кормовой базы;
- наличие квалифицированных специалистов;
- наличие действующих мощностей по углубленной переработке мяса птицы.
Сдерживающим фактором развития производства является высокая степень износа производственно-технической базы отрасли. Несмотря на то что в предыдущие годы технологическое оборудование в птицеводстве обновлялось достаточно высокими темпами, в том числе за счет привлечения инвестиционных кредитов, в ряде организаций еще остается оборудование, требующее модернизации. Для этого птицеводческие организации области располагают достаточными ресурсами - отработанные технологии производства мяса птицы, позволяющие интенсивно развивать отрасль птицеводства, вести рентабельное производство.
Дальнейшему развитию отрасли будет также способствовать совместная работа птицеводческих организаций, органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления с привлечением частных инвестиций, льготных инвестиционных кредитных ресурсов, адресной формы государственной поддержки. Комплексный подход к решению проблем в отрасли птицеводства предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также грамотную организацию процесса управления и контроля.
Реализация Программы обеспечит увеличение производства отечественной птицеводческой продукции, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, решение задачи по повышению устойчивости развития сельских территорий, улучшение сельской инфраструктуры, увеличение занятости и рост уровня жизни сельского населения в Нижегородской области.

2. Основная цель и задачи Программы

Целью настоящей Программы является увеличение производства мяса птицы для обеспечения населения Нижегородской области в параметрах, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
ускоренное развитие птицеводства путем внедрения инновационных технологий;
укрепление финансово-экономического состояния птицеводческих организаций.

3. Целевые индикаторы Программы

Прогноз реализации Программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов).
К 2016 году прогнозируется:
производство мяса птицы (реализация на убой в живом весе) во всех категориях хозяйств - 79,7 тыс. тонн;
производство мяса птицы на душу населения - до 24,7 кг в год;
выручка от реализации продукции в сельскохозяйственных организациях - 28,0 млрд рублей, в том числе от реализации мяса птицы - 5,7 млрд рублей;
уровень рентабельности производства мяса птицы в сельскохозяйственных организациях - не менее 8,2%;
среднемесячная заработная плата работников птицеводства 26946 рублей;
прирост среднемесячной заработной платы работников птицеводства к уровню 2012 года - 57,5%.

Основные целевые индикаторы
и непосредственные результаты реализации Программы

Показатели
2013 год (факт)
прогноз
2014 год
2015 год
2016 год
Производство мяса птицы (реализация на убой в живом весе) в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн
64,2
68,4
73,8
79,7
Производство мяса птицы на душу населения, кг
19,5
21
22,8
24,7
Выручка от реализации продукции, млрд рублей <*>
23,6
24,7
26,4
28
в том числе от реализации мяса птицы
3,6
4,2
4,9
5,7
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции, %
104,4
104,7
106,9
106,1
Прирост выручки от реализации мяса птицы к уровню 2013 года:




млрд рублей
x
0,6
1,3
2,1
%
x
16,7
36,1
58,3
Уровень рентабельности производства мяса птицы, % <*>
3,8
7,9
8,0
8,2
Среднегодовая численность работников птицеводства, тыс. человек
4,8
4,8
4,8
4,8
Среднемесячная заработная плата работников птицеводства, рублей <*>
19197
21513
24087
26946
Прирост среднемесячной заработной платы работников птицеводства к уровню 2013 года <*>:




рублей
x
2316
4890
7749
%
x
12,1
25,5
40,4

--------------------------------
<*> по сельскохозяйственным организациям.

4. Перечень и описание программных мероприятий

№ п/п
Наименование мероприятия
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы)
Сроки выполнения
Исполнители мероприятий
Объем финансирования (по годам, в разрезе источников), тыс. рублей

2014 год
2015 год
2016 год
Всего
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
Цель. Увеличение производства мяса птицы для обеспечения населения Нижегородской области в параметрах, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации
Всего, в т.ч.:
1796775,1
1867963,6
2272473,9
5937212,6
областной бюджет
108000,0
119180,0
129330,0
356510,0
внебюджетные источники
1688775,1
1748783,6
2143143,9
5580702,6
Задача 1. Ускоренное развитие птицеводства путем внедрения инновационных технологий
Всего, в т.ч.:
701951,4
544392,7
761619,1
2007963,2
областной бюджет




внебюджетные источники
701951,4
544392,7
761619,1
2007963,2
1.1.
Техническая и технологическая модернизация птицеводческих организаций, внедрение экологически безопасных технологий производства и переработки продукции птицеводства
Капвложения
2014 - 2016 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
559000,0
384800,0
585000,0
1528800,0
областной бюджет




внебюджетные источники
559000,0
384800,0
585000,0
1528800,0
1.2.
Организация кадрового обеспечения отрасли птицеводства
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
5904,4
6100,1
6242,3
18246,8
областной бюджет




внебюджетные источники
5904,4
6100,1
6242,3
18246,8
1.3.
Обеспечение эпизоотического благополучия в птицеводстве
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
137047,0
153492,6
170376,8
460916,4
областной бюджет




внебюджетные источники
137047,0
153492,6
170376,8
460916,4
Задача 2. Укрепление финансово-экономического состояния птицеводческих организаций
Всего, в т.ч.:
1094823,7
1323570,9
1510854,8
3929249,4
областной бюджет
108000,0
1 19180,0
129330,0
356510,0
внебюджетные источники
986823,7
1204390,9
1381524,8
3572739,4
2.1.
Повышение эффективности переработки и реализации птицеводческой продукции путем развития мощностей и модернизации участков по переработке мяса птицы
Капвложения
2014 - 2016 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
70000,0
105600,0
160000,0
335600,0
областной бюджет




внебюджетные источники
70000,0
105600,0
160000,0
335600,0
2.2.
Возмещение части затрат на производство мяса птицы
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод
Всего, в т.ч.:
950271,0
1124780,0
1236230,0
3311281,0
областной бюджет
108000,0
119180,0
129330,0
356510,0
внебюджетные источники
842271,0
1005600,0
1106900,0
2954771,0
2.3.
Повышение доли обеспеченности птицеводческих организаций фуражным зерном собственного производства за счет расширения посевных площадей и роста урожайности зерновых и зернобобовых культур
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
74552,7
93190,9
114624,8
282368,4
областной бюджет




внебюджетные источники
74552,7
93190,9
114624,8
282368,4

Реализация программных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность отечественного птицеводства, создать условия для его устойчивого развития.
Основным производителем мяса птицы в Нижегородской области является агропромышленный холдинг ООО УК "Русское поле" (далее - Агрохолдинг) - успешная региональная компания, ежедневно обеспечивающая нижегородцев и жителей других регионов России социально значимыми продуктами питания - доступным и качественным мясом птицы и яйцом. В холдинге создана крепкая основа бизнеса - эффективная цепочка "от поля до прилавка", включающая в себя процессы от производства комбикормов и выращивания птицы до реализации готовой продукции в собственной розничной сети г. Н.Новгорода и области. Агрохолдинг занимает более 60% рынка мяса птицы в Нижегородской области.
В состав Агрохолдинга входят: ООО "Птицефабрика "Павловская", осуществляющая производство мяса бройлеров, ООО "ПП Дивеевское" - птицефабрика по производству белого товарного яйца, ООО "Агрофирма "Павловская" - организация по производству комбикормов и премиксов, ЗАО "Птицефабрика "Ясенецкая" и ООО "Михеевское", занимающиеся выращиванием зерновых культур. Собственная розничная сеть представлена 87 магазинами в г. Н.Новгород и области.
Вторым по объему производства мяса птицы в Нижегородской области является ОАО "Линдовская птицефабрика - племенной завод" (далее - ОАО "Линдовское"), производящее 29,7% от всего производимого мяса птицы в области.
ОАО "Линдовское" - единый конгломерат, состоящий из 4 удаленных территориальных производственных площадок на территории области:
- Линдовская бройлерная площадка (выращивание, убой, охлаждение и заморозка, переработка), с. Линда городского округа г. Бор;
- Доскинская площадка (используется Площадка № 1 - инкубатор, Площадка № 2 - птичники находятся на консервации), пос. Доскино г. Н.Новгород;
- Семеновская площадка (содержание родительского стада), д. Демьяновка Семеновского района;
- Уренская площадка (содержание ремонтного молодняка), пос. Уста Уренского района.
Для производства инкубационного яйца содержится родительское стадо - куры-несушки и петухи. В связи с ограниченным продуктивным периодом курицы постоянно происходит обновление родительского стада за счет специально выращиваемого поголовья ремонтного молодняка. Цыплята для ремонтного молодняка приобретаются в специализированных селекционных организациях.
Программой предусматривается комплекс мероприятий, направленных на развитие отрасли птицеводства, от производства до переработки и реализации продукции.
1. Техническая и технологическая модернизация птицеводческих организаций.
Приоритетные направления поддержания необходимого технического уровня производства в промышленном птицеводстве и освоения современных технологий - это строительство, реконструкция и модернизация птицеводческих объектов и их техническая и технологическая оснащенность, что предусматривает:
- широкое внедрение в практику типоразмерного ряда современного клеточного оборудования для выращивания и содержания птицы яичных и мясных кроссов с применением экологически чистой технологии ленточного пометоудаления, обеспечивающей экономию от 10 до 70% сырьевых и энергетических ресурсов;
- внедрение усовершенствованных комплектов напольного оборудования для выращивания и содержания птицы мясных кроссов, а также селекционной птицы яичных кроссов, дающего экономию сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов от 5 до 35%;
- использование современных инкубаторов с автоматикой нового поколения для поддержания технологических режимов и камерами из трехслойных панелей, повышающих вывод молодняка на 2 - 5% и обеспечивающих экономию 3 тыс. кВт и 200 куб. м. воды в год на каждый комплект;
- внедрение модульных автоматизированных линий для переработки бройлеров производительностью 9 тыс. голов час, позволяющих повысить уровень механизации трудоемких процессов в сравнении с действующим оборудованием с 40 - 45 до 75 - 80%;
- замену традиционных отопительно-вентиляционных систем на альтернативные энерго-экономные рекуперативные установки с эжекционными воздухораспределителями-увлажнителями, обеспечивающими экономию электроэнергии в год до 86 тыс. кВт/ч на каждый птичник;
- реализацию проектов по замене традиционных централизованных систем отопления на автономный обогрев птичников от газовых теплогенераторов;
- внедрение систем общего освещения птичников линейными светильниками ЛС для локальной подсветки кормушек, снижающих затраты электроэнергии в 2 - 3 раза;
- внедрение оборудования по переработке помета, обеспечивающего экономию до 300 кг усл. топлива на 1 т вырабатываемого органического удобрения.
В период действия Программы в Агрохолдинге "Русское поле" планируется:
- запуск нового участка приемки живой птицы и линии сортировки и разделки тушки цыпленка-бройлера, производительностью 6 тыс. голов в час. Пуск данного этапа производства позволит не только снизить себестоимость продукции, но и вывести на рынок новые инновационные высокомаржинальные продукты, существенно повысить качество продукции. Инвестиции в данный проект составляют более 100 млн рублей, срок реализации проекта 2014 год;
- строительство двух птичников в ООО "ПП Дивеевское", с заселением 100 тыс. гол. кур-несушек и 100 тыс. гол. шт. молодняка, что позволит дополнительно производить 45 - 50 млн шт. яйца, увеличив общий объем производства до 220 млн шт. в год. Инвестиции по данному проекту составят около 200 млн рублей, срок реализации проекта 2014 - 2015 годы. Реализация проекта позволит создать 30 новых рабочих мест;
- начало строительства двенадцати птичников на новой площадке в д. Долгово на птицеводческом комплексе ООО "Птицефабрика "Павловская". Это позволит дополнительно увеличить объем производства мяса кур на 15 тыс. тонн в живом весе, или 10,8 тыс. тонн в убойном весе. Общий объем производства планируется более 40 тыс. тонн мяса птицы в год. Инвестиционные вложения с учетом строительства новых объектов инфраструктуры составляет более 900 млн рублей, срок реализации проекта 2016 - 2018 годы. Реализация проекта позволит создать 256 новых рабочих мест.
Следующим этапом в инвестиционном плане развития агрохолдинга намечено строительство второй линии комбикормового завода мощностью 120 тыс. тонн в год, что позволит в 2 раза увеличить существующий объем производства комбикормов. Период реализации проекта 2017 - 2018 годы, объем инвестиции, с учетом строительства новых складов и подъездных площадок, 300 млн рублей. Реализация проекта позволит создать 100 новых рабочих мест.
Инвестиционный план ОАО "Линдовское" по увеличению объемов производства мяса птицы предполагает:
- увеличение производственных мощностей по убою и переработке птицы;
- строительство нового инкубатория на 30 млн штук яиц в год;
- строительство новых корпусов по выращиванию бройлеров с инфраструктурой;
- реконструкция действующих производственных мощностей по выращиванию бройлеров.
Общий объем инвестиций по проекту составляет 927,8 млн рублей. Реализация проекта предусмотрена на 2014 - 2020 годы и предполагает 5 этапов.
В период реализации Программы в 2014 году планируется ввод в эксплуатацию нового убойно-перерабатывающего комплекса мощностью 9 тыс. голов в час. Убойно-перерабатывающий комплекс будет оснащен холодильными камерами для охлаждения, заморозки и хранения продукции из мяса птицы до 800 тонн единовременного хранения, а также складским, весовым и вспомогательным оборудованием. Объем инвестиций по проекту составит 359 млн рублей.
Внедрение экологически безопасных технологий производства и переработки продукции птицеводства.
Внедрение в производство инновационных технологий необходимо в целях создания конкурентоспособного производства птицеводческой продукции, для наполнения рынка высококачественной, экологически безопасной продукцией отечественного производства.
Птицеводческие предприятия являются потенциальными источниками загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы органическими отходами и распространения возбудителей болезней, содержащихся в помете, навозных стоках и в производственных сточных водах. Именно на охрану атмосферного воздуха, почвы и водоисточников от загрязнения отходами птицеводства будут направлены разработка и внедрение конкретных технологических решений по рациональному размещению при строительстве птицеводческих комплексов на местности и выбору оптимальной обработки и утилизации отходов. При этом успех возможен только в результате комплексного подхода к осуществлению всех природоохранных мероприятий.
В целях решения экологических проблем в производстве продукции птицеводства предусматривается применять новые современные разработки и методы внедрения экологически безопасных технологий содержания птицы и современных технологий по переработке и хранению помета.
2. Организация кадрового обеспечения отрасли птицеводства.
Комплекс мер по обеспечению птицеводческих организаций области высококвалифицированными кадрами включает в себя:
- подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием - заключение сельхозтоваропроизводителями договоров с образовательными учреждениями;
- профессиональную подготовку и переподготовку работников птицеводческих организаций и связанных с их деятельностью предприятий и организаций - заключение договоров с образовательными учреждениями на прохождение обучения специалистов не реже одного раза в пять лет, а ветеринарных работников - ежегодно;
- проведение семинаров и совещаний по наиболее актуальным вопросам птицеводства, о новейших открытиях науки, лучших достижениях отечественной и зарубежной практики в области птицеводства, переработки и реализации птицеводческой продукции, комбикормовой и машиностроительной продукции для птицеводства;
- обеспечение жильем привлекаемых в отрасль специалистов - участие в действующих в области программ развития жилищного строительства.
По данному направлению планируется к реализации проект комплексной компактной застройки сельской территории площадью 15 га в д. Ясенцы Павловского района с выделением 15 соток на семью молодого специалиста. Объем инвестиционных вложений составляет 60 млн рублей. На этой территории кроме строительства жилья предусматривается оптимизация сети социальной инфраструктуры - строительство детской и спортивной площадок, фельдшерского пункта, парковой зоны, озеленение и благоустройство территории.
3. Обеспечение эпизоотического благополучия в птицеводстве.
Особенность отрасли птицеводства заключается в чрезвычайно высокой концентрации поголовья на ограниченных площадях. Это приводит к повышенной обсемененности производственных помещений и территории микроорганизмами, что многократно увеличивает опасность условно-патогенной микрофлоры, возникновению различных заболеваний. Созданная высокопродуктивная линейная и гибридная птица чрезвычайно чувствительна к возбудителям многих заболеваний, поскольку имеет пониженную иммунологическую реактивность и резистентность организма.
Ветеринарное благополучие птицеводства в области обеспечивается соблюдением ветеринарно-санитарных правил для птицеводческих организаций и требований при их проектировании, составляющих комплексную систему предупреждения заболеваний, включающую:
- обеспечение работы птицеводческих организаций по режиму предприятии "закрытого типа";
- комплектование родительского стада птиц из одного источника - племенного птицеводческого хозяйства, благополучного по заразным болезням птиц;
- соблюдение перемещения транспорта на территории птицеводческих организаций по типу "белые и черные дороги";
- прохождение ежегодной диспансеризации.
Интенсификация производства в птицеводстве может повысить риск возникновения таких заболеваний, как сальмонеллез, болезнь Марека, микоплазмоз, которые ведут к снижению продуктивности, качества продукции и падежу птицы.
Для недопущения подобных случаев обязательным требованием является проведение исследований кормов на все необходимые показатели, в том числе на токсичность и микробную загрязненность. Для повышения эффективности ветеринарной защиты поголовья птицы предполагается проведение следующих мероприятий;
- внедрение более эффективных методов санации птицеводческих помещений, безопасных методов массовых обработок биологически активными веществами;
- проведение противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий (диагностические исследования, специфическая профилактика, карантинные мероприятия и ликвидация очагов особо опасных заболеваний);
- проведение систематического контроля эпизоотической ситуации в птицеводческих организациях и осуществление системы общей профилактики заболеваний;
- соблюдение технологических параметров при инкубации, выращивании молодняка и содержании взрослой птицы;
- проведение своевременной и качественной диагностики основных инфекционных болезней птицы на основе внедрения современного лабораторного оборудования;
- осуществление постоянного контроля качества продукции в соответствии с ветеринарными требованиями;
- обеспечение полной потребности в вакцинах против болезней Ньюкасла, Гамборо, Марека, гриппа и т.д.;
- проведение бактериологического и гельминтологического (паразитологического) контроля помета и компостов;
- проведение профилактических мероприятий против заразных болезней птиц на подворьях, помимо общих ветеринарно-санитарных мер и вакцинации птицы с учетом эпизоотической ситуации.
4. Повышение эффективности переработки и реализации птицеводческой продукции путем развития мощностей и модернизации участков по переработке мяса птицы.
Главной целью переработки птицы является производство продуктов питания для обеспечения. населения области. Кроме того, переработка птицеводческой продукции включает такие важные направления, как утилизация отходов, выработка из них кормов для сельскохозяйственных и домашних животных, биологически активных веществ и лекарственных форм.
Для повышения эффективности переработки и реализации птицеводческой продукции предусматриваются следующие мероприятия:
1. Модернизация участков по переработке мяса птицы:
- убой и потрошение птицы;
- охлаждение и глубокая заморозка в фасованном и упакованном виде;
- переработка мяса птицы с использованием различных добавок, наполнителей животного и растительного происхождения, способствующих созданию новых видов продукции диетического и лечебного питания.
2. Развитие мощностей колбасных цехов, позволяющих поднять эффективность переработки мяса птицы за счет использования мяса нестандартного с дефектами промышленного убоя и потрошения. Планируемые мероприятия позволят к 2016 году увеличить общий объем производства колбасных изделий из мяса птицы до 11,3 тыс. тонн в год.
3. Проведение рекламных акций новых видов продукции за счет организации широкомасштабной рекламной кампании высококачественной отечественной продукции.
4. Осуществление организационных мероприятий по выделению дополнительных торговых мест и предоставлению в аренду помещений для торговли продукцией птицеводства.
5. Возмещение части затрат на производство мяса птицы.
В рамках данного направления предусматривается финансовая поддержка из средств областного бюджета в виде субсидий организациям агропромышленного комплекса на возмещение части затрат на производство мяса птицы на убой в живом весе.
Субсидии выплачиваются по ставке за 1 килограмм живого веса произведенной продукции при условии, что объем производства составил более 1000 кг мяса птицы на убой в живом весе.
На эти цели в бюджете Нижегородской области предусмотрены средства в сумме 356,5 млн рублей, что позволит возместить часть затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство более 100 тыс. тонн мяса птицы за весь период реализации Программы.
6. Повышение доли обеспеченности птицеводческих организаций фуражным зерном собственного производства за счет расширения посевных площадей и роста урожайности зерновых и зернобобовых культур.
Предусмотренное Программой увеличение объемов производства мяса птицы предполагает увеличение потребности организаций в кормах для выращивания птицы. В целях укрепления финансово-экономического состояния планируется увеличение самообеспеченности фуражным зерном птицеводческих организаций.
В птицеводстве Нижегородской области имеется положительный опыт возделывания зерновых культур для внутреннего потребления. Так, в Агрохолдинге "Русское поле" организации, специализирующиеся на возделывании сельскохозяйственных культур (пшеница, ячмень, подсолнечник, рапс), поставляют зерно для производства комбикормов. Общая площадь обрабатываемых земель составляет порядка 10 тысяч гектаров.
Опыт самообеспеченности фуражным зерном птицеводческих организаций планируется принять и развивать в Нижегородской области и в дальнейшем. Расширение посевных площадей зерновых и зернобобовых культур, а также кукурузы на зерно позволит увеличить производство зерна и высокобелковых кормов для птицеводства.
Следующим этапом по данному направлению развития птицеводства в Нижегородской области предусмотрено строительство элеваторных мощностей от 30 до 40 тыс. тонн зерна. Создание новых производственных объектов позволит решить в целом проблему с обеспечением птиц всех видов полноценными качественными кормами.

5. Социальная, экономическая и экологическая
эффективность реализации Программы

Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий выражается через результаты деятельности птицеводства в Нижегородской области. Реализация Программы создаст условия для устойчивого развития отрасли, что позволит обеспечить население качественными отечественными продуктами питания и снизить импортную зависимость региона в снабжении населения мясом птицы.
Ускоренное развитие птицеводства в параметрах, определенных Программой, позволит увеличить средний размер заработной платы работников, занятых в птицеводстве, за период ее реализации на 40%, или на 7749 рублей, увеличив производительность труда на 16,7%. Ежегодное увеличение заработной платы работников станет гарантией сохранения численности квалифицированных кадров и уникального опыта ведения производства в области.

Эффективность реализации Программы

Показатель
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
Всего с 2014 по 2016 гг.
2016 год к 2013 году, %
Среднегодовая численность работников птицеводства, тыс. человек
4,8
4,8
4,8
4,8
x
100,0
Оплата труда с начислениями работников, занятых в птицеводстве, рублей
19197
21513
24087
26946
x
140,4
Производительность труда в птицеводстве, тыс. рублей на 1 работника
1317,0
1353,4
1428,7
1536,5
x
116,7
Выручка от реализации продукции, тыс. рублей (ТП)
3596740
4228318
4933558
5738655
x
159,6
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции, тыс. рублей (АТП)
476210
631578
705240
805097
2141915
169,1
Себестоимость реализованной продукции, тыс. рублей
3463807
3917566
4567882
5303311
x
153,1
Прибыль, тыс. рублей
132933
310752
365676
435344
x
327,5
Объем расходования бюджетных средств по Программе, тыс. рублей (Ф)

108000,0
119180,0
129330,0
356510,0
x
Общая эффективность расходования бюджетных средств, % 

584,8
591,7
622,5
600,8
x

Эффективность расходования бюджетных средств на реализацию программных мероприятий характеризует коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств, определяющий соотношение конечных результатов деятельности птицеводства (выручки от реализации продукции) и бюджетных расходов по Программе. За период реализации Программы прирост выручки от реализации продукции прогнозируется в сумме 2141,9 млн рублей, потребность финансирования мероприятий из средств бюджета Нижегородской области составляет 356,5 млн рублей. Таким образом, коэффициент общей эффективности расходования бюджетных средств имеет положительную направленность, динамика значений коэффициента имеет тенденцию к росту и складывается в диапазоне от 584,8 до 622,5%.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, будет способствовать сохранению природных ресурсов путем реализации культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.

6. Обоснованность потребности в финансовых ресурсах

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Нижегородской области, а также за счет внебюджетных источников - собственных и заемных средств юридических и физических лиц. В целях увеличения объемов производства мяса птицы из областного бюджета предполагается предоставление субсидии на возмещение части затрат на производство птицы в живом весе.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.

Общая потребность в финансировании мероприятий
программы и его источники, тыс. рублей

№ п/п
Наименование мероприятия
Источники финансирования
2014 год
2015 год
2016 год
Всего
1.
Техническая и технологическая модернизация птицеводческих организаций, внедрение экологически безопасных технологий производства и переработки продукции птицеводства
областной бюджет




внебюджетные источники
559000,0
384800,0
585000,0
1528800,0
2.
Организация кадрового обеспечения отрасли птицеводства
областной бюджет




внебюджетные источники
5904,4
6100,1
6242.3
18246,8
3.
Обеспечение эпизоотического благополучия в птицеводстве
областной бюджет




внебюджетные источники
137047,0
153492,6
170376,8
460916,4
4.
Повышение эффективности переработки и реализации птицеводческой продукции путем развития мощностей и модернизации участков по переработке мяса птицы
областной бюджет




внебюджетные источники
70000,0
105600,0
160000,0
335600,0
5.
Возмещение части затрат на производство мяса птицы
областной бюджет
108000,0
119180,0
129330,0
356510,0
внебюджетные источники
842271,0
1005600,0
1106900,0
2954771,0
6.
Повышение доли обеспеченности птицеводческих организаций фуражным зерном собственного производства за счет расширения посевных площадей и роста урожайности зерновых и зернобобовых культур
областной бюджет




внебюджетные источники
74552,7
93190,9
114624,8
282368,4

Итого по Программе
областной бюджет
108000,0
119180,0
129330,0
356510,0
внебюджетные источники
1688775,1
1748783,6
2143143,9
5580702,6
Всего
1796775,1
1867963,6
2272473,9
5937212,6

7. Описание системы управления реализацией Программы

Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию и координацию Программы в целом, достижение цели, задач, индикаторов и непосредственных результатов реализации Программы, является министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;
- финансирование программных мероприятий осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Положением о порядке предоставления субсидий в рамках реализации экономически значимой программы "Развитие птицеводства и увеличение производства, переработки, хранения и сбыта мяса птицы в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы";
- мониторинг реализации и формирование отчетности о ходе реализации Программы осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в случае подписания между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Нижегородской области соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ. Подписание соглашения осуществляется после прохождения Программы в отборе экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

8. Сроки реализации Программы

Реализация Программы предусмотрена в период с 2014 по 2016 годы. Программа реализуется в один этап.

График реализации программных мероприятий

№ п/п
Мероприятия Программы
Ответственные за исполнение
Срок исполнения
Объем работ
Примечание
1.
Техническая и технологическая модернизация птицеводческих организаций, внедрение экологически безопасных технологий производства и переработки продукции птицеводства
Организации АПК
2014 - 2016 годы
1528800,0 тыс. рублей
в период реализации Программы
2.
Организация кадрового обеспечения отрасли птицеводства
Организации АПК
2014 - 2016 годы
18246,8 тыс. рублей
в период реализации Программы
3.
Обеспечение эпизоотического благополучия в птицеводстве
Организации АПК
2014 - 2016 годы
460916,4 тыс. рублей
в период реализации Программы
4.
Повышение эффективности переработки и реализации птицеводческой продукции путем развития мощностей и модернизации участков по переработке мяса птицы
Организации АПК
2014 - 2016 годы
335600,0 тыс. рублей
в период реализации Программы
5.
Возмещение части затрат на производство мяса птицы
Минсельхозпрод
2014 - 2016 годы
356510,0 тыс. рублей
в период реализации Программы
6.
Повышение доли обеспеченности птицеводческих организаций фуражным зерном собственного производства за счет расширения посевных площадей и роста урожайности зерновых и зернобобовых культур
Организации АПК
2014 - 2016 годы
282368,4 тыс. рублей
в период реализации Программы


------------------------------------------------------------------