По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 30.06.2014 N 92 "Об утверждении экономически значимой программы "Развитие свиноводства и увеличение производства свинины в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
РЕСУРСОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 30 июня 2014 г. № 92

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СВИНОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА СВИНИНЫ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

В соответствии с порядком отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 131, и в целях обеспечения устойчивой работы агропромышленного комплекса, укрепления экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей Нижегородской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемую экономически значимую программу "Развитие свиноводства и увеличение производства свинины в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа).
2. Отделу финансирования организаций АПК обеспечить предоставление Программы в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в целях участия в отборе экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации.
3. Действие настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. министра
А.И.МОРОЗОВ





Утверждена
приказом
министерства сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов
Нижегородской области
от 30 июня 2014 года № 92

ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СВИНОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА СВИНИНЫ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

(далее - Программа)

Паспорт Программы

Наименование Программы
экономически значимая программа "Развитие свиноводства и увеличение производства свинины в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы"
Основание для разработки Программы
государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717;
государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 23 октября 2013 года № 767
Разработчик Программы
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
Цель Программы
увеличение производства свинины для обеспечения населения Нижегородской области в параметрах, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации
Основные задачи Программы
развитие свиноводства путем внедрения инновационных технологий;
укрепление финансово-экономического состояния свиноводческих организаций
Участники Программы
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы);
организации агропромышленного комплекса Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы)
Основные мероприятия Программы
для решения основных задач Программой предусмотрен комплекс мероприятий:
техническая и технологическая модернизация свиноводческих организаций, внедрение экологически безопасных технологий производства;
организация кадрового обеспечения отрасли свиноводства;
обеспечение эпизоотического благополучия в свиноводстве;
повышение эффективности переработки и реализации свиноводческой продукции путем развития и модернизации мощностей по переработке свинины;
возмещение части затрат на производство свинины;
повышение доли обеспеченности свиноводческих организаций фуражным зерном собственного производства за счет расширения посевных площадей и роста урожайности зерновых и зернобобовых культур
Сроки реализации Программы
реализация Программы предусмотрена в период с 2014 по 2016 год. Программа реализуется в один этап
Исполнители Программы
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее - Минсельхозпрод);
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы МСУ) при условии участия в реализации Программы;
организации агропромышленного комплекса Нижегородской области (далее - организации АПК) при условии участия в реализации Программы
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы, тыс. рублей
Источники финансирования
2014 год
2015 год
2016 год
Всего
Всего, в том числе:
1823803,6
1226754,8
756371,7
3806930,1
областной бюджет
200000,0
208000,0
216320,0
624320,0
внебюджетные источники
1623803,6
1018754,8
540051,7
3182610,1
Целевые индикаторы и показатели Программы
по итогам 2016 года будут достигнуты следующие значения целевых индикаторов и показателей программы:
производство свинины на душу населения - до 10,7 кг;
выручка от реализации продукции свиноводства в сельскохозяйственных организациях - 2,4 млрд рублей;
уровень рентабельности производства свинины в сельскохозяйственных организациях - 6,6%;
среднемесячная заработная плата работников свиноводства - 24874 рубля
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
производство свинины (реализация на убой в живом весе) во всех категориях хозяйств - 34,7 тыс. тонн;
прирост численности работников свиноводства к уровню 2013 года - 22,0%;
прирост среднемесячной заработной платы работников свиноводства к уровню 2013 года - 38,6%;
повышение производительности труда в 2016 году в 1,86 раза к уровню 2013 года
Система управления и контроля
ответственным за реализацию и координацию Программы в целом, достижение цели, задач, индикаторов и непосредственных результатов реализации является Минсельхозпрод;
финансирование программных мероприятий осуществляет Минсельхозпрод в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию экономически значимой программы "Развитие свиноводства и увеличение производства свинины в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы";
мониторинг реализации и формирование отчетности о ходе реализации Программы осуществляет Минсельхозпрод

1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа. Анализ ситуации
и потенциал развития свиноводства

Настоящая Программа разработана в соответствии с государственной программой "Развитие АПК Нижегородской области" до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 23 октября 2013 года № 767. Программа призвана стать инструментом для реализации стратегии развития отрасли свиноводства в Нижегородской области, достижения продовольственной независимости области от ввоза импортной продукции и снабжения населения свининой отечественного производства. Программа направлена на достижение приоритетных целей развития агропромышленного комплекса области, обозначенных Минсельхозпродом, по проведению государственной политики в сфере АПК и развития сельских территорий в соответствии со схемой территориального планирования Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 года № 254.
За последние годы в отрасли животноводства Нижегородской области произошли позитивные технологические изменения, способствовавшие улучшению ее экономической эффективности. Это подтверждается положительными тенденциями роста продуктивности и увеличения поголовья животных интенсивных типов породных групп, строительством современных молочных и свиноводческих ферм с инновационными технологическими решениями по содержанию животных и заготовке кормов. В области создана одна из лучших в Российской Федерации племенная база молочного животноводства.

Эффективность производства продукции животноводства
в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области
(уровень рентабельности, %)

Показатели
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Производство молока (включая в переработанном виде)
1,8
18,6
9,0
4,3
12,7
Производство мяса скота и птицы в живом весе (включая в переработанном виде)
-9,7
-13,0
-16,2
-9,9
-18,8
в том числе: крупного рогатого скота
-26,4
-32,7
-31,1
-30,3
-42,8
птицы
7,8
5,3
1,0
10,7
3,8
свиней
-6,0
-7,7
-18,4
-8,7
-18,7
Производство яиц
15,0
5,9
2,5
6,1
20,5

В период с 2009 по 2013 год отмечаются положительные результаты деятельности сельскохозяйственных организаций области в производстве яйца (уровень рентабельности складывался в диапазоне от 2,5% до 20,5%), молока (от 1,8% до 18,6%), в производстве мяса птицы (от 1,0% до 10,7%). При этом ежегодно убыточным в анализируемом периоде было производство мяса крупного рогатого скота (от -26,4% до -42,1%) и мяса свиней (от -6,0% до -18,7%), в результате отрицательное значение уровня рентабельности складывалось и в целом по производству мяса скота и птицы.
Однако мясной подкомплекс является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса Нижегородской области по своему социально-экономическому значению - обеспечению занятости на селе и снабжению населения области мясом различных видов.
Вместе с тем в нем накопилось наибольшее количество нерешенных проблем. На протяжении всего периода реформирования агропромышленного комплекса численность поголовья сельскохозяйственных животных, объемы производства мяса снижались, и лишь в последние несколько лет наметился рост производства мяса птицы.

Поголовье и производство скота и птицы
во всех категориях хозяйств Нижегородской области

Показатели
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Поголовье скота и птицы на конец года, тыс. голов





крупный рогатый скот
328,9
324,5
314,3
310,6
299,6
свиньи
269,6
267,6
135,5
130,1
155,3
птица
8842,1
9469,4
9197,9
9759,9
9243,5
в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
7687,4
8087,3
7853,2
8463,6
7998,0
Производство мяса скота и птицы (реализация на убой в живом весе) - всего, тыс. тонн
127,0
132,8
138,9
123,2
129,6
крупного рогатого скота
46,5
42,5
41,8
41,0
40,8
птицы
40,6
49,3
53,0
58,4
64,2
свиней
35,6
36,8
40,0
20,3
20,9
в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
24,5
26,50
30,80
12,43
13,47

С 1995 по 2009 год производство мяса всех видов в Нижегородской области уменьшилось с 184,6 тыс. тонн в 1995 году до 127,0 тыс. тонн в 2009 году с одновременным увеличением ввоза импортной продукции. В общем объеме производства мяса скота и птицы на убой в живом весе доля хозяйств населения снизилась с 27,9% в 2009 году до 20,0% в 2013 году.
В 2013 году во всех категориях хозяйств Нижегородской области произведено скота и птицы на убой в живом весе 129,6 тыс. тонн, что на 2,6 тыс. тонн, или на 2,0% больше уровня 2009 года. При этом в анализируемом периоде отмечается ежегодное снижение производства мяса крупного рогатого скота (всего с 2009 по 2013 год снижение составило 5,7 тыс. тонн, или на 12,3%) и резкое падение производства свинины (с 35,6 тыс. тонн в 2009 году до 20,9 тыс. тонн, или на 41,3% в 2013 году). Снижение объемов производства мяса данных видов объясняется отрицательными значениями уровня рентабельности их производства (порядка -30% по мясу КРС и в среднем -11% по свинине), а также из-за значительного сокращения поголовья свиней в связи с угрозой возникновения эпидемии африканской чумы в ведущей свиноводческой организации Нижегородской области - ОАО "Ильиногорское".
Развитие свиноводства в Нижегородской области следует рассматривать как первоочередную задачу для восстановления уровня производства мяса скота и птицы и обеспечения продовольственной безопасности региона. Развитие отрасли позволит научно обоснованно и в интересах всего населения удовлетворить платежеспособный спрос на мясо за счет собственного производства. К тому же свиноводческая отрасль является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса области, которая создавалась как комплексная интегрированная система, обеспечивающая все процессы от воспроизводства поголовья до производства свинины, ее переработки и реализации. Все это выдвинуло отрасль в число основных источников пополнения продовольственных ресурсов: удельный вес свинины в общем объеме производства мяса всех видов в области по итогам 2013 года составил 16,1% (в 2009 году данный показатель достигал 28,1%), в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах -10,4% (в 2009 году - 19,3%).
Для увеличения объемов производства свинины до 34,7 тыс. тонн к 2016 году область располагает необходимыми ресурсами:
площадки под строительство новых объектов;
ресурсы для создания собственной кормовой базы;
квалифицированные специалисты;
действующие мощности по углубленной переработке свинины.
Сдерживающим фактором развития производства является высокая степень износа производственно-технической базы отрасли. Несмотря на то что в предыдущие годы технологическое оборудование в свиноводстве обновлялось, в том числе за счет привлечения инвестиционных кредитов, в ряде организаций еще остается оборудование, требующее модернизации. Для этого свиноводческие организации области располагают достаточными ресурсами - отработанными технологиями производства свинины, позволяющими интенсивно развивать отрасль, вести рентабельное производство.
Дальнейшему развитию свиноводства будет также способствовать совместная работа свиноводческих организаций, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области с привлечением частных инвестиций, льготных инвестиционных кредитных ресурсов, адресной формы государственной поддержки. Комплексный подход к решению проблем в отрасли свиноводства предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также грамотной организации процесса управления и контроля.
Реализация Программы обеспечит увеличение производства отечественной свиноводческой продукции, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, решение задачи по повышению устойчивости развития сельских территорий, улучшение сельской инфраструктуры, увеличение занятости и рост уровня жизни сельского населения в Нижегородской области.

2. Основная цель и задачи Программы

Целью настоящей Программы является увеличение производства свинины для обеспечения населения Нижегородской области в параметрах, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
развитие свиноводства путем внедрения инновационных технологий;
укрепление финансово-экономического состояния свиноводческих организаций.

3. Целевые индикаторы и непосредственные
результаты реализации Программы

Показатели
2013 год (факт)
Прогноз
2016 год в % к 2013 году
2014 год
2015 год
2016 год
Производство свинины (реализация на убой в живом весе) в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн
20,9
24,2
25,3
34,7
166,0
Производство свинины на душу населения, кг
6,4
7,4
7,7
10,7
167,5
Выручка от реализации продукции свиноводства (в ценах текущего года), млн рублей <*>
864,9
1239,7
1453,2
2436,0
281,7
Прирост выручки от реализации продукции свиноводства (в ценах предыдущего года), %
X
135,2
109,6
158,1
X
Уровень рентабельности производства свинины, % <*>
-18,7
-10,3
0,5
6,6
X
Среднегодовая численность работников свиноводства, человек
590
595
667
720
122,0
Среднемесячная заработная плата работников свиноводства, рублей <*>
17948
19903
22169
24874
138,6
Прирост среднемесячной заработной платы работников свиноводства к уровню 2013 года: <*>





рублей
2538
1955
2266
2705
X
%
116,5
110,9
111,4
112,2
X

--------------------------------
<*> - по сельскохозяйственным организациям.

4. Перечень и описание программных мероприятий

№ п/п
Наименование мероприятия
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы)
Сроки выполнения
Исполнители мероприятий
Объем финансирования (по годам, в разрезе источников), тыс. рублей

2014 год
2015 год
2016 год
Всего
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
Цель. Увеличение производства свинины для обеспечения населения Нижегородской области в параметрах, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации
Всего, в т.ч.:
1823803,6
1226754,8
756371,7
3806930,1
областной бюджет
200000,0
208000,0
216320,0
624320,0
внебюджетные источники
1623803,6
1018754,8
540051,7
3182610,1
Задача 1. Развитие свиноводства путем внедрения инновационных технологий
Всего, в т.ч.:
1235505,6
628836,8
130324,7
1994667,1
областной бюджет




внебюджетные источники
1235505,6
628836,8
130324,7
1994667,1
1.1.
Техническая и технологическая модернизация свиноводческих организаций, внедрение экологически безопасных технологий производства
Капвложения
2014 - 2016 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
1143989,0
532600,0
3170,0
1679759,0
областной бюджет




внебюджетные источники
1143989,0
532600,0
3170,0
1679759,0
1.2.
Организация кадрового обеспечения отрасли свиноводства
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
499,6
756,8
1081,7
2338,1
областной бюджет




внебюджетные источники
499,6
756,8
1081,7
2338,1
1.3.
Обеспечение эпизоотического благополучия в свиноводстве
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
91017,0
95480,0
126073,0
312570,0
областной бюджет




внебюджетные источники
91017,0
95480,0
126073,0
312570,0
Задача 2. Укрепление финансово-экономического состояния свиноводческих организаций
Всего, в т.ч.:
588298,0
597918,0
626047,0
1812263,0
областной бюджет
200000,0
208000,0
216320,0
624320,0
внебюджетные источники
388298,0
389918,0
409727,0
1187943,0
2.1.
Повышение эффективности переработки и реализации свиноводческой продукции путем развития и модернизации мощностей по переработке свинины
Капвложения
2014 - 2016 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
55019,0
22500,0
23500,0
101019,0
областной бюджет




внебюджетные источники
55019,0
22500,0
23500,0
101019,0
2.2.
Возмещение части затрат на производство свинины
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод
Всего, в т.ч.:
200000,0
208000,0
216320,0
624320,0
областной бюджет
200000,0
208000,0
216320,0
624320,0
внебюджетные источники




2.3.
Повышение доли обеспеченности свиноводческих организаций фуражным зерном собственного производства за счет расширения посевных площадей и роста урожайности зерновых и зернобобовых культур
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
333279,0
367418,0
386227,0
1086924,0
областной бюджет




внебюджетные источники
333279,0
367418,0
386227,0
1086924,0

Реализация программных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность отечественного свиноводства, создать условия для его устойчивого развития.
Программой предусматривается комплекс мероприятий, направленных на развитие отрасли свиноводства, от производства до переработки и реализации продукции.
1. Техническая и технологическая модернизация свиноводческих организаций.
Приоритетные направления поддержания необходимого технического уровня производства в промышленном свиноводстве и освоения современных технологий - это строительство, реконструкция и модернизация свиноводческих объектов и их техническая и технологическая оснащенность, что предусматривает:
- применение современных технологических решений в области промышленного свиноводства с использованием экологически безопасных технологий производства;
- внедрение усовершенствованного технологического оборудования для выращивания свиней и содержания маточного поголовья, дающего экономию сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов до 35 процентов.
В период действия Программы в свиноводческих организациях области планируется к реализации ряд инвестиционных проектов, предусматривающих:
строительство двух крупных свиноводческих комплексов полного цикла, общей мощностью 13,6 тыс. голов основных свиноматок;
реконструкцию и модернизацию имеющихся производственных объектов.
Внедрение экологически безопасных технологий производства.
Внедрение в производство инновационных технологий необходимо в целях создания конкурентоспособного производства свиноводческой продукции, для наполнение рынка высококачественной, экологически безопасной продукцией отечественного производства.
Свиноводческие предприятия являются потенциальными источниками загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы органическими отходами и распространения возбудителей болезней, содержащихся в навозных стоках и в производственных сточных водах.
Именно на охрану атмосферного воздуха, почвы и водоисточников от загрязнения отходами свиноводства будут направлены разработка и внедрение конкретных технологических решений по рациональному размещению при строительстве свиноводческих комплексов на местности и выбору оптимальной обработки и утилизации отходов. При этом успех возможен только в результате комплексного подхода к осуществлению всех природоохранных мероприятий.
В целях решения экологических проблем в производстве продукции свиноводства предусматривается применять новые современные разработки и методы внедрения экологически безопасных технологий содержания свиней и современных технологий по переработке и хранению навоза.
2. Организация кадрового обеспечения отрасли свиноводства.
Комплекс мер по обеспечению свиноводческих организаций области высококвалифицированными кадрами включает в себя:
- подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием - заключение сельхозтоваропроизводителями договоров с образовательными учреждениями;
- профессиональную подготовку и переподготовку работников свиноводческих организаций и связанных с их деятельностью предприятий и организаций - заключение договоров с образовательными учреждениями на прохождение обучения специалистов не реже одного раза в пять лет, а ветеринарных работников - ежегодно;
- проведение семинаров и совещаний по наиболее актуальным вопросам свиноводства, о новейших открытиях науки, лучших достижениях отечественной и зарубежной практики в области свиноводства, переработки и реализации свиноводческой продукции, комбикормовой и машиностроительной продукции для свиноводства.
3. Обеспечение эпизоотического благополучия в свиноводстве.
Особенность отрасли свиноводства заключается в высокой концентрации поголовья на ограниченных площадях. Это приводит к повышенной обсемененности производственных помещений и территории микроорганизмами, что многократно увеличивает опасность условно-патогенной микрофлоры, возникновению различных заболеваний.
В этой связи главным условием получения максимальной прибыли в свиноводстве следует считать обеспечение стабильного здоровья в популяции (максимальная сохранность животных, нормальное физиологическое состояние каждого из них), максимальной продуктивности животных (количественные показатели; качественные показатели - пищевые, технологические и другие) и экологической безопасности продукции (токсической, эпидемической, эпизоотической).
В современных условиях интенсивного ведения свиноводства здоровье животных обеспечивается за счет недопущения или устранения факторов, отрицательно на него влияющих:
- несоответствие технологий содержания и кормления животных генетически заданному уровню продуктивности;
- неадекватность резервных возможностей резистентности организма технологическим и другим перегрузкам.
В этой связи в качестве основных принципов обеспечения здоровья свиней следует считать:
- прогнозирование возможных отрицательных влияний;
- контроль за состоянием здоровья животных (диспансеризация);
- включение в технологический процесс свиноводства препаратов, обладающих адаптогенными и стресскорректорными, антиоксидантными, иммуностимулирующими, антимикробными и детоксикационными свойствами;
- иммунопрофилактика (вакцины, сыворотки и другое);
- санитарно-гигиеническое обеспечение среды обитания животных;
- экологически щадящая терапия;
- контроль безопасности продукции.
Ветеринарное благополучие отрасли свиноводства в области обеспечивается соблюдением ветеринарно-санитарных правил для свиноводческих организаций и требований при их проектировании, составляющих комплексную систему предупреждения заболеваний, включающую:
- обеспечение работы свиноводческих организаций по режиму предприятий "закрытого типа" с разделением территорий на изолированные друг от друга зоны;
- соблюдение санитарно-защитных зон, отделяющих территорию свиноводческих организаций от ближайшего населенного пункта, зооветеринарных разрывов между производственными объектами свиноводства и другими животноводческими объектами и предприятиями по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, складами минеральных удобрений и ядохимикатов, железными и автомобильными дорогами;
- соблюдение запретов при выборе участка для строительства свиноводческих комплексов на месте бывших животноводческих помещений, скотомогильников и навозохранилищ;
- комплектование родительского стада из одного источника - племенного свиноводческого хозяйства, благополучного по заразным болезням свиней;
- соблюдение перемещения транспорта на территории свиноводческих организаций по типу "белые и черные дороги";
- прохождение ежегодной диспансеризации.
Для повышения эффективности ветеринарной защиты поголовья свиней предполагается проведение следующих мероприятий:
- внедрение более эффективных методов санации свиноводческих помещений, безопасных методов массовых обработок биологически активными веществами;
- проведение противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий (диагностические исследования, специфическая профилактика, карантинные мероприятия и ликвидация очагов особо опасных заболеваний);
- проведение систематического контроля эпизоотической ситуации в свиноводческих организациях и осуществление системы общей профилактики заболеваний;
- соблюдение технологических параметров при получении, выращивании и откорме молодняка, содержании маточного поголовья;
- проведение своевременной и качественной диагностики основных инфекционных болезней свиней на основе внедрения современного лабораторного оборудования;
- осуществление постоянного контроля качества продукции в соответствии с ветеринарными требованиями;
- обеспечение полной потребности в вакцинах против болезней;
проведение бактериологического и гельминтологического (паразитологического) контроля навоза и компостов;
- проведение профилактических мероприятий против заразных болезней свиней на подворьях помимо общих ветеринарно-санитарных мер и вакцинации свиней с учетом эпизоотической ситуации.
4. Повышение эффективности переработки и реализации свиноводческой продукции путем развития и модернизации мощностей по переработке свинины.
Главной целью переработки свинины является производство продуктов питания для обеспечения населения области. Кроме того, переработка свиноводческой продукции включает такие важные направления, как утилизация отходов, выработка из них кормов для сельскохозяйственных и домашних животных, биологически активных веществ и лекарственных форм.
Для повышения эффективности переработки и реализации свиноводческой продукции предусматриваются следующие мероприятия:
модернизация участков по переработке свинины;
развитие мощностей колбасного производства, позволяющих поднять эффективность переработки мяса свиней за счет использования мяса нестандартного, с дефектами промышленного убоя и потрошения;
проведение рекламных акций новых видов продукции за счет организации широкомасштабной рекламной кампании высококачественной отечественной продукции;
осуществление организационных мероприятий по выделению дополнительных торговых мест и предоставлению в аренду помещений для торговли продукцией свиноводства.
5. Возмещение части затрат на производство свинины.
В рамках данного направления предусматривается финансовая поддержка из средств областного бюджета в виде субсидий организациям агропромышленного комплекса на возмещение части затрат на производство свинины.
На реализацию данного мероприятия за весь период реализации Программы бюджетных средств потребуется в сумме 624,3 млн рублей, что позволит возместить часть затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство более 60 тыс. тонн свинины.
6. Повышение доли обеспеченности свиноводческих организаций фуражным зерном собственного производства за счет расширения посевных площадей и роста урожайности зерновых и зернобобовых культур.
Предусмотренное Программой увеличение объемов производства свинины предполагает увеличение потребности организаций в кормах для откорма свиней. В целях укрепления финансово-экономического состояния планируется увеличение самообеспеченности фуражным зерном птицеводческих организаций.
В свиноводстве Нижегородской области имеется положительный опыт возделывания зерновых культур для производства комбикормов. В 2013 году посевная площадь зерновых и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях, имевших поголовье свиней, составила 21,97 тыс. гектаров.
За период реализации Программы свиноводческие организации области планируют увеличить валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 1,8 раза к среднему значению производства за последние три года, увеличив посевную площадь до 23,8 тыс. га и урожайность до 29,2 ц с 1 гектара.

5. Социальная, экономическая и экологическая эффективность
реализации Программы

Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий выражается через результаты деятельности свиноводства в Нижегородской области. Реализация Программы создаст условия для устойчивого развития отрасли, что позволит обеспечить население качественными отечественными продуктами питания и снизить импортную зависимость региона в снабжении населения свининой.

Эффективность реализации Программы

Показатель
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
Всего с 2014 по 2016 г.
2016 год к 2013 году, %
Среднегодовая численность работников свиноводства, человек
590
595
667
720
X
122,0
Оплата труда с начислениями работников, занятых в свиноводстве, рублей
17948
19903
22169
24874
X
138,6
Производительность труда в свиноводстве, тыс. рублей на 1 работника
1495,6
1946,6
1902,4
2786,9
X
186,3
Выручка от реализации продукции свиноводства (в ценах текущего года), тыс. рублей (ТП)
864845
1239679,2
1453188,3
2435949,1
X
281,7
Прирост выручки от реализации продукции свиноводства, тыс. рублей ()
-37573
374834,2
213509,1
982760,8
1571104,1
X
Себестоимость реализованной продукции свиноводства, тыс. рублей
1064225
1381559,8
1445445,9
2285821,5
X
214,8
Прибыль, убыток от реализации, тыс. рублей
-199380
-141880,6
7742,4
150127,6
15989,4
X
Объем расходования бюджетных средств по Программе, тыс. рублей (Ф)
X
200000,0
204000,0
216320,0
620320,0
X
Общая эффективность расходования бюджетных средств, % ()
X
53,4
95,5
22,0
39,5
X

Развитие свиноводства в параметрах, определенных Программой, позволит увеличить средний размер заработной платы работников, занятых в свиноводстве, за период ее реализации на 38,6%, или на 6926 рублей, увеличив производительность труда в 1,9 раза. Ежегодное увеличение заработной платы работников станет гарантией сохранения численности квалифицированных кадров и уникального опыта ведения производства в области.
Эффективность расходования бюджетных средств на реализацию программных мероприятий характеризует коэффициент общей эффективности, определяющий соотношение конечных результатов деятельности свиноводства (прироста выручки от реализации продукции) и бюджетных расходов по Программе.
За период реализации Программы прирост выручки от реализации продукции прогнозируется в сумме 1571,1 млн рублей, потребность финансирования мероприятий из средств бюджета Нижегородской области составляет 620,3 млн рублей. Таким образом, коэффициент общей эффективности расходования бюджетных средств имеет положительную направленность, динамика значений коэффициента имеет тенденцию к снижению.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, будет способствовать сохранению природных ресурсов путем реализации культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.

6. Обоснованность потребности в финансовых ресурсах

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Нижегородской области, а также за счет внебюджетных источников - собственных и заемных средств юридических и физических лиц. В целях увеличения объемов производства свинины из областного бюджета предполагается предоставление субсидии на возмещение части затрат на производство свиней в живом весе.
Контроль за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления осуществляют органы государственного финансового контроля и Минсельхозпрод.

Общая потребность в финансировании мероприятий программы
и его источники, тыс. рублей

№ п/п
Наименование мероприятия
Источники финансирования
2014 год
2015 год
2016 год
Всего
1.
Техническая и технологическая модернизация свиноводческих организаций, внедрение экологически безопасных технологий производства
областной бюджет




внебюджетные источники
1143989,0
532600,0
3170,0
1679759,0
2.
Организация кадрового обеспечения отрасли свиноводства
областной бюджет




внебюджетные источники
499,6
756,8
1081,7
2338,1
3.
Обеспечение эпизоотического благополучия в свиноводстве
областной бюджет




внебюджетные источники
91017,0
95480,0
126073,0
312570,0
4.
Повышение эффективности переработки и реализации свиноводческой продукции путем развития и модернизации мощностей по переработке свинины
областной бюджет




внебюджетные источники
55019,0
22500,0
23500,0
101019,0
5.
Возмещение части затрат на производство свинины
областной бюджет
200000,0
208000,0
216320,0
624320,0
внебюджетные источники




6.
Повышение доли обеспеченности свиноводческих организаций фуражным зерном собственного производства за счет расширения посевных площадей и роста урожайности зерновых и зернобобовых культур
областной бюджет




внебюджетные источники
333279,0
367418,0
386227,0
1086924,0

Итого по Программе
областной бюджет
200000,0
208000,0
216320,0
624320,0
внебюджетные источники
1623803,6
1018754,8
540051,7
3182610,1
Всего
1823803,6
1226754,8
756371,7
3806930,1

7. Описание системы управления реализацией Программы

Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - Минсельхозпрод.
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию и координацию Программы в целом, достижение цели, задач, индикаторов и непосредственных результатов реализации Программы является Минсельхозпрод;
- финансирование программных мероприятий осуществляет Минсельхозпрод в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Положением о порядке предоставления субсидий в рамках реализации экономически значимой программы "Развитие свиноводства и увеличение производства свинины в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы";
- мониторинг реализации и формирование отчетности о ходе реализации Программы осуществляет Минсельхозпрод.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в случае подписания между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Нижегородской области соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ. Подписание соглашения осуществляется после прохождения Программы в отборе экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

8. Сроки реализации Программы

Реализация Программы предусмотрена в период с 2014 по 2016 год. Программа реализуется в один этап.

График реализации программных мероприятий

№ п/п
Мероприятия Программы
Ответственные за исполнение
Срок исполнения
Объем работ
Примечание
1.
Техническая и технологическая модернизация свиноводческих организаций, внедрение экологически безопасных технологий производства
Организации АПК
2014 - 2016 годы
1679759,0 тыс. рублей
в период реализации Программы
2.
Организация кадрового обеспечения отрасли свиноводства
Организации АПК
2014 - 2016 годы
2338,1 тыс. рублей
в период реализации Программы
3.
Обеспечение эпизоотического благополучия в свиноводстве
Организации АПК
2014 - 2016 годы
312570,0 тыс. рублей
в период реализации Программы
4.
Повышение эффективности переработки и реализации свиноводческой продукции путем развития и модернизации мощностей по переработке свинины
Организации АПК
2014 - 2016 годы
101019,0 тыс. рублей
в период реализации Программы
5.
Возмещение части затрат на производство свинины
Минсельхозпрод
2014 - 2016 годы
624320,0 тыс. рублей
в период реализации Программы
6.
Повышение доли обеспеченности свиноводческих организаций фуражным зерном собственного производства за счет расширения посевных площадей и роста урожайности зерновых и зернобобовых культур
Организации АПК
2014 - 2016 годы
386227,0 тыс. рублей
в период реализации Программы


------------------------------------------------------------------