По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 04.06.2014 N 232 "О внесении изменений в приказ министерства от 16.01.2013 N 67"



МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 4 июня 2014 г. № 232

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА
ОТ 16.01.2013 № 67

Во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и пункта 2 Плана организации работ по охране труда в министерстве социальной политики Нижегородской области (далее - министерство) на 2014 год приказываю:
1. Внести в приказ министерства от 16.01.2013 № 67 "Об актуализации Системы управления охраной труда в министерстве социальной политики Нижегородской области" следующие изменения:
Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) в министерстве социальной политики Нижегородской области изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу (далее - Положение о СУОТ).
2. Начальникам управлений, начальникам самостоятельных отделов министерства ознакомить всех сотрудников с Положением о СУОТ под роспись, листы ознакомления направить в отдел охраны труда и государственной экспертизы условий труда управления по труду и занятости (каб. № 703) в срок до 16.06.2014.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра С.А. Рыбинского.

Министр
О.В.НОСКОВА





Приложение
к приказу
министерства социальной политики
Нижегородской области
от 04.06.2014 № 232

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) В МИНИСТЕРСТВЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие требования

1.1. Настоящее Положение (далее - Положение) устанавливает цели и принципы функционирования и последовательного совершенствования Системы управления охраной труда (СУОТ), а также порядок проведения наиболее значимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда в аппарате министерства социальной политики Нижегородской области (далее - министерство).
1.2. Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом Нижегородской области от 3 февраля 2010 года № 9-З "Об охране труда в Нижегородской области", ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", другими нормативными правовыми актами по охране труда, а также приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 20 ноября 2009 года № 489 "Об утверждении Рекомендаций по созданию системы управления охраной труда (СУОТ) в организации".
1.3. Положение распространяется на все структурные подразделения министерства, на всех государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Нижегородской области (далее - сотрудников) в объеме их компетенции и должностных обязанностей. На основе Положения должны быть организованы совместные действия по обеспечению безопасности и охраны труда сотрудников министерства с другими организациями.
1.4. Термины и определения, используемые в Положении.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) - комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.
Опасная ситуация (инцидент) - ситуация, возникновение которой может вызвать воздействие на работающего (работающих) опасных и вредных производственных факторов.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
1.5. Концепция (политика), цели и задачи в сфере охраны труда.
Концепция (политика) обеспечения условий и охраны труда в министерстве, разработанная с учетом государственной политики в области охраны труда, приведена в Приложении 1 к настоящему Положению.
Главной целью внедрения и функционирования СУОТ является реализация статьи 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены".
Вспомогательной целью внедрения и функционирования СУОТ является содействие методами охраны труда обеспечению надлежащих организационно-технических условий, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей сотрудниками министерства и повышения производительности труда.
Для количественного выражения целей используются общепризнанные индикаторы состояния и динамики условий и охраны труда (цели СУОТ) в соответствии с Приложением 2 к настоящему Положению.
Для достижения целей СУОТ необходимо выполнение государственных нормативных требований охраны труда и на их основе - следующих предупреждающих действий:
- предупреждение несчастных случаев на производстве;
- предупреждение профессиональных заболеваний;
- противопожарная профилактика (с учетом пункта 1.6 Положения);
- обеспечение готовности сотрудников к действиям по локализации и ликвидации опасных ситуаций;
- мониторинг состояния здоровья сотрудников;
- разработка и реализация действий, программ и мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда;
- контроль дисциплины в части исполнения сотрудниками требований охраны труда.
1.6. Система пожарной безопасности, направленная на предотвращение воздействия на сотрудников опасных факторов пожара, и мероприятия по противопожарной профилактике настоящим Положением не регламентируются (за исключением отдельных вопросов рабочего характера). Результаты Системы пожарной безопасности могут и должны использоваться при решении вопросов СУОТ в том объеме, в котором они способствуют сохранению жизни и здоровья сотрудников в порядке системного взаимодействия.
1.7. Идентификация факторов деятельности и исходный анализ рисков.
Основным процессом в министерстве являются административно-управленческая деятельность сотрудников, в том числе с применением персональных компьютеров и оргтехники. Вспомогательными процессами могут быть отдельные, небольшие по объему и сложности операции по хозяйственному обеспечению, выполняемые самими сотрудниками.
1.7.1. Основными рисками в данных процессах являются (с учетом вероятности и значимости возможных негативных последствий):
- напряженность труда, связанная с психоэмоциональными нагрузками, особыми условиями государственной гражданской службы, повышенной ответственностью, зрительным утомлением при работе с персональными компьютерами;
- электромагнитные поля при работе персональных компьютеров и оргтехники;
- возможность поражения электрическим током;
- возможность падения при перемещении сотрудника по помещениям, коридорам, территории, между служебными зданиями;
- возможность получения травмы в служебных командировках (поездках), в том числе при использовании служебного транспорта (при ДТП);
- выделения пыли при обработке бумажных массивов;
- возможность заболевания при приеме граждан в период роста заболеваемости;
- прочие.
1.7.2. При осуществлении и планировании мероприятий по управлению рисками в СУОТ устанавливается следующая шкала приоритетов:
- сохранение жизни сотрудников;
- сохранение здоровья сотрудников;
- обеспечение эффективности деятельности министерства методами охраны труда;
- сохранение работоспособности сотрудника.
1.7.3. Основные нормативные правовые акты, которые распространяются на деятельность министерства и определяют главные действия по управлению рисками:
- ТК РФ, Раздел X Охрана труда;
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
- СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения";
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы";
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий";
- СанПиН 2.2.2.1332-03 "Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике";
- СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений";
- Примерная инструкция по пожарной безопасности для органов исполнительной власти Нижегородской области, утверждена Правительством Нижегородской области от 04.04.2006 № 220-р;
- иные указанные в тексте Положения.
1.8. Общие методы управления в СУОТ:
- организационно-распорядительные методы (дисциплина, единоначалие, единство действий, подчиненность личных интересов, права, обязанности, поручения, структурная иерархическая схема и т.д.);
- экономические методы, основанные на экономических интересах (оплата труда, поощрения, материальные воздействия и др.);
- социально-психологические методы (личные контакты, формы морального поощрения, анкетирование, оперативное рассмотрение предложений, справедливость, инициатива, корпоративная культура).

2. Распределение компетенции и обязанностей
в сфере охраны труда

2.1. Все сотрудники министерства имеют права и исполняют обязанности, а также несут ответственность за деятельность в СУОТ в пределах своей компетенции. Ссылка на данный пункт указывается в должностных регламентах сотрудников. Распределение компетенции, прав, обязанностей и ответственности сотрудников в СУОТ устанавливается в соответствии с настоящим Положением и (или) локальными дополнительными актами и при необходимости более детального регламентирования.
2.2. Министр. В соответствии со статьей 212 ТК РФ, министр социальной политики Нижегородской области (далее - министр) обеспечивает:
- общее управление охраной труда в министерстве;
- рассмотрение и утверждение локальных нормативных актов в сфере охраны труда (положений, приказов, инструкций, перечней, актов и другой документации);
- рассмотрение информации о состоянии условий и охраны труда в министерстве по итогам года, принятие управленческих решений на основе анализа этих сведений;
- утверждение актов расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, содействие соответствующим органам государственного надзора и контроля в расследовании;
- взаимодействие с профсоюзом министерства по вопросам обеспечения условий и охраны труда, ведение коллективных переговоров и подписание Соглашения по охране труда (раздела Коллективного Договора по охране труда);
- создание надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей сотрудниками министерства, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по улучшению условий и охраны труда в установленном объеме;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья сотрудников министерства при возникновении таких ситуаций.
2.3. Заместитель министра, курирующий вопросы охраны труда, является ответственным за организацию работы по охране труда и состояние охраны труда в министерстве и с учетом этого обеспечивает:
- внедрение, функционирование, последовательное совершенствование СУОТ;
- деятельность комиссии по охране труда министерства в качестве председателя;
- координацию деятельности других заместителей министра и руководителей структурных подразделений министерства в сфере охраны труда;
- безопасность при эксплуатации зданий, помещений, оборудования, инвентаря и оргтехники, безопасные условия труда на каждом рабочем месте, в том числе с привлечением специализированных обслуживающих организаций и во взаимодействии с собственниками объектов;
- пропаганду охраны труда, а также разработку, наличие и своевременный пересмотр документации, необходимой для эффективной и безопасной деятельности управления (планов эвакуации, инструкций, журналов и др.);
- инициирование, проведение и контроль выполнения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев, других аварийных (опасных) ситуаций;
- разработку планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
- организацию обучения и проверки знаний сотрудников по охране труда, в том числе осуществляемой в обучающих организациях;
- поддержание связи с органами государственного и общественного контроля охраны труда, другими заинтересованными сторонами (организациями) по вопросам обеспечения условий и охраны труда;
- разработку и исполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность сотрудников при проведении сторонними организациями строительно-монтажных и ремонтно-эксплуатационных работ всех видов;
- организацию расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, опасных ситуаций (инцидентов) в сфере охраны труда.
Заместитель министра при решении вопросов охраны труда:
- обеспечивает выявление проблем, касающихся условий и охраны труда;
- возглавляет комиссии по расследованию легких несчастных случаев, а также других опасных ситуаций; участвует в работе по расследованию других происшествий;
- запрашивает у сотрудников любую информацию, документацию, необходимую для оценки состояния условий и охраны труда;
- присутствует при проверках, проводимых должностными лицами органов государственного надзора и контроля, а также организует последующее обсуждение результатов проведенных мероприятий;
- вносит министру обоснованные предложения по улучшению состояния условий и охраны труда, предложения о поощрении сотрудников с учетом их работы в области охраны труда или наложении дисциплинарного взыскания за установленные факты нарушения требований охраны труда;
- представляет интересы министерства в органах государственного надзора и контроля и сторонних организациях по вопросам состояния охраны труда министерства.
2.4. Начальник управления финансового учета и бюджетной политики обеспечивает:
- расходование и учет средств на проведение мероприятий по охране труда в соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181 и законодательством о бухгалтерском учете с составлением отчетов о затратах на эти мероприятия;
- обязательное социальное страхование сотрудников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", уплату в Фонд социального страхования РФ необходимых страховых взносов;
- подготовку совместно со специалистом по охране труда предусмотренной документации на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств Фонда социального страхования РФ;
- составление и представление в установленные сроки отчета о страховании работников от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, временной нетрудоспособности и связанных с ними расходами.
2.5. Начальник организационно-правового управления:
- обеспечивает проведение юридической экспертизы договоров и соглашений, заключаемых со сторонними организациями с целью обеспечения наличия в них требований по соблюдению исполнителями обязательных норм и правил охраны труда и пожарной безопасности;
- участвует в подготовке и согласовании локальных актов по вопросам охраны труда.
2.6. Начальники управлений как руководители структурных подразделений являются ответственными за организацию работы по охране труда и состояние охраны труда в управлениях и с учетом этого обеспечивают на объектах управлений:
- учет вопросов охраны труда при планировании деятельности управлений;
- соблюдение в подчиненных структурных подразделениях противопожарного режима в координации с ответственными за состояние пожарной безопасности;
- безопасную эксплуатацию и организацию периодических испытаний переносных лестниц и стремянок,
- безопасность перемещения и размещения документации и материалов в архивах и на складах;
- содержание аптечек первой помощи;
- взаимодействие со специалистом по охране труда;
- личное присутствие при проверках, проводимых должностными лицами органов государственного контроля, обсуждение результатов этих мероприятий;
- контроль установленного порядка закрытия помещений;
- принятие необходимых и достаточных мер по ликвидации и локализации опасных ситуаций, пожаров и возгораний, а также незамедлительное уведомление заместителя министра и специалиста по охране труда об этих происшествиях.
2.7. Начальник отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда оказывает методическую помощь руководителям и специалистам министерства в организации работ по охране труда.
2.8. Начальник отдела документооборота и контроля организует ведение делопроизводства в министерстве, регистрацию, учет и доведение до соответствующих уровней управления локальных нормативных актов по охране труда и распорядительной документации.
2.9. Начальник отдела государственной службы, кадровой и антикоррупционной политики обеспечивает:
- ознакомление сотрудников с приказами;
- организацию медицинских осмотров государственных гражданских служащих в установленном порядке, диспансеризации и иных медицинских профилактических мероприятий;
- контроль за соблюдением сотрудниками Правил служебного распорядка;
- контроль за использованием труда женщин с учетом требований охраны труда и санитарных правил, в том числе женщин с установленной беременностью;
- оформление необходимых организационно-распорядительных документов для направления сотрудников на обучение, повышение квалификации, семинары и научно-практические конференции, в том числе в сфере охраны труда;
- направление вновь принятого сотрудника на вводный инструктаж по охране труда.
2.10. Заведующий сектором материально-технического обеспечения обеспечивает:
- приобретение и учет канцелярских и хозяйственных товаров, бумаги, мебели, оргтехники, инвентаря и других материальных ресурсов надлежащего качества и имеющих сертификаты, в т.ч. в соответствии с планами мероприятий по охране труда;
- непосредственную организацию работ по обеспечению безопасности при эксплуатации зданий, помещений, оборудования, инвентаря и оргтехники с привлечением специализированных обслуживающих организаций;
- комплектование аптечек первой помощи по заявкам структурных подразделений;
- организацию и учет работы складского хозяйства, принятие мер по соблюдению необходимых условий хранения в соответствии с требованиями по охране труда и пожарной безопасности; безопасную эксплуатацию переносных лестниц и стремянок, безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ и размещение материалов на складах сектора материально-технического обеспечения;
- приобретение, выдачу сотрудникам и последующее хранение соответствующих средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви) при осуществлении ими отдельных видов хозяйственных работ.
2.11. Начальники отделов/секторов являются ответственными за организацию работы по охране труда и состояние охраны труда в отделах/секторах, организуют деятельность соответствующего отдела/сектора и обеспечивают:
- здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
- безопасное использование оргтехники и инвентаря;
- проведение контроля за соблюдением сотрудниками требований охраны труда, противопожарного режима, служебной дисциплины, правил служебного распорядка в течение рабочего дня;
- проведение подчиненным целевого инструктажа по охране труда на рабочем месте (при установленной необходимости);
- проведение первой ступени административного контроля за состоянием условий и охраны труда;
- принятие адекватных мер по устранению нарушений требований охраны труда (силами отдела/сектора или при координации с другими структурными подразделениями и специалистами министерства), составление заявок (предложений) по ремонту и содержанию закрепленных помещений, оргтехники, инвентаря;
- ознакомление подчиненных с требованиями инструкций по охране труда под роспись и контроль за их выполнением;
- контроль за своевременным удалением из помещений отходов, мусора;
- непосредственную организацию первой помощи пострадавшему при несчастном случае и доставку (сопровождение) его в медицинское учреждение при необходимости.

2.13. Специалист по охране труда. В соответствии со статьей 217 ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в министерстве вводится должность специалиста по охране труда. Специалист по охране труда в своей деятельности подчиняется непосредственно заместителю министра, курирующему вопросы охраны труда в министерстве.
Специалист по охране труда:
- определяет и систематически корректирует направления развития СУОТ на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач СУОТ;
- участвует в организации и координации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками в организации;
- участвует в разработке и контроле за функционированием СУОТ в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, целями и задачами СУОТ, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда;
- осуществляет текущий и реагирующий контроль за соблюдением в структурных подразделениях министерства нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда;
- осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; за состоянием и исправностью средств коллективной защиты;
- выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда, проводит вводный инструктаж, контролирует проведение целевых инструктажей по охране труда сотрудников;
- участвует в проведении контроля за исполнением бюджета в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей СУОТ, осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
- участвует в разработке раздела Коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- участвует в работе по определению контингента сотрудников, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам;
- оказывает методическую помощь руководителям подразделений при разработке инструкций по охране труда, разрабатывает программы обучения по охране труда;
- организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной защиты;
- участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, опасных ситуаций (инцидентов), анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- участвует в мероприятиях по мотивации сотрудников на безопасный труд;
- совместно со структурными подразделениями организации участвует в разработке планов по охране труда и управлению профессиональными рисками;
- ведет отчетность по охране труда по установленным формам и обеспечивает при необходимости предоставление информации о состоянии условий и охраны труда в органы государственного надзора;
- осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений высшего профессионального образования.
2.14. Ответственный за содержание оргтехники.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок Потребителей, для поддержания исправного состояния ПЭВМ, вспомогательного оборудования к ним, безопасной эксплуатации оргтехники приказом министерства назначается Ответственный за содержание оргтехники, который обеспечивает:
- организацию обслуживания (ремонта) оргтехники, в том числе с привлечением специализированных организаций;
- установку и актуализацию программного обеспечения;
- присвоение 1 группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу.
2.15. Сотрудники министерства обязаны:
- в установленных случаях проходить обязательные медицинские осмотры (обследования);
- ознакомиться с предоставленной в их распоряжение информацией о возможных рисках и опасностях на рабочем месте;
- бережно относиться к имуществу министерства;
- соблюдать требования охраны труда в соответствии с инструкциями по охране труда, применять безопасные методы и приемы выполнения работ;
- не допускать нарушений, которые могут привести к возникновению аварийных (опасных) ситуаций, несчастных случаев, пожаров;
- соблюдать общие правила безопасного поведения, изложенные в Программе проведения вводного инструктажа по охране труда;
- проверять до начала работы организацию своего рабочего места и исправность оргтехники, инвентаря, не приступать к работе при наличии нарушений, угрожающих жизни и здоровью;
- содержать в чистоте рабочее место, оргтехнику, инвентарь;
- соблюдать противопожарный режим;
- незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков заболевания или острого отравления;
- принимать незамедлительные и адекватные меры по устранению возникших или недопущению возможных опасных ситуаций, а при необходимости - оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по их ликвидации;
- участвовать в деятельности по улучшению условий и охраны труда.

3. Предупреждающие действия по устранению
или ограничению действия опасных и вредных факторов

3.1. Для реализации целей СУОТ настоящим разделом регламентируются процедуры и требования по следующим направлениям:
- служебное (рабочее) время и время отдыха;
- порядок содержания помещений, рабочих мест, оборудования, инвентаря;
- безопасная организация работы;
- организация работ сторонних организаций на территории министерства;
- санитарно-бытовое обслуживание;
- подготовленность к ликвидации (локализации) опасных ситуаций.
3.2. Режим служебного (рабочего) времени и времени отдыха для сотрудников министерства устанавливается Служебным распорядком министерства. Для сотрудников, постоянно (более 50% рабочего времени) занятых использованием персональных компьютеров, устанавливаются специальные перерывы, порядок применения которых излагается в соответствующей инструкции по охране труда. Во время перерывов организуются "физкультурные минутки" по методике СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
3.3. Все помещения министерства (служебные, вспомогательные, общего пользования, санитарно-бытовые) должны:
- использоваться по назначению;
- отвечать требованиям охраны труда и пожарной безопасности;
- иметь исправные строительные элементы и конструкции, инженерные сети и коммуникацию, электрическую проводку и освещение;
- подлежать ремонту и обслуживанию в установленном порядке.
3.4. Рабочие места должны соответствовать нормам по площади и размещению и обеспечивать:
- устойчивое положение и свободу движений сотрудника;
- выполнение рабочих операций в удобных рабочих позах;
- безопасное и удобное техническое обслуживание и уборку;
- соответствующие условия микроклимата;
- необходимую естественную и искусственную освещенность;
- безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации при аварийной ситуации или пожаре;
- безопасность лиц, не связанных с эксплуатацией данного рабочего места (наличие проходов, безопасно установленных стульев для ожидающих посетителей и др.).
Организация, взаимное расположение и состояние рабочих мест должны обеспечивать эффективную деятельность, безопасное передвижение сотрудников, удобное и безопасное обслуживание оборудования и использование инвентаря.
3.5. Оборудование, инвентарь, оргтехника должны:
- соответствовать требованиям охраны труда;
- применяться только в соответствии с условиями эксплуатации;
- иметь сертификат соответствия, паспорт, эксплуатационную документацию установленного образца и комплектности;
- подлежать обслуживанию, ремонту, периодическим осмотрам, а при необходимости периодическим техническим освидетельствованиям (лестницы-стремянки, средства хранения материалов в складских помещениях);
3.6. Все единицы оборудования, оргтехники, инвентаря должны быть пронумерованы и учтены материально-ответственными лицами. Не допускается применение в служебных целях оборудования, оргтехники, инвентаря, не состоящего на балансе министерства, в том числе личного имущества сотрудников.
3.7. Переносные лестницы, стремянки должны иметь бирку с номером и сведениями о принадлежности, общей допустимой нагрузке в килограммах и дате проведения следующего испытания. Испытания организуют начальники соответствующих управлений, заведующий сектором материально-технического обеспечения 1 раз в 12 мес. в соответствии с требованиями охраны труда и методикой, рекомендуемой "Правилами безопасности при работе с инструментом и приспособлениями". Испытания завершаются составлением актов.
3.8. При организации и осуществлении деятельности министерства для обеспечения безопасности сотрудников должны предусматриваться и реализовываться следующие меры:
- учет возможного воздействия на условия труда при принятии организационно-управленческих решений;
- действия по управлению выявленными и предполагаемыми рисками;
- применение исправного оборудования, оргтехники, инвентаря;
- рациональное размещение и организация рабочих мест;
- соблюдение правил безопасного поведения и требований охраны труда;
- обеспечение безопасного передвижения по служебной территории министерства и в служебных поездках;
- контроль наличия защитных устройств, ограждений, запоров, знаков безопасности на электрощитах, системах вентиляции и др.;
- контроль своевременности удаления отходов деятельности;
- учет вопросов безопасности при работе сторонних организаций и их работников на территории министерства;
- осуществление мер по предотвращению пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
- правильное размещение и хранение складируемой документации или других материально-технических ценностей в специально отведенных для этого помещениях с тем, чтобы обеспечивалось удобство и безопасность работ;
- приобретение и выдача спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты сотрудникам в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года № 290н;
- ограничение нервно-психических перегрузок и применение рациональных режимов труда и отдыха, в том числе посредством соблюдения норм профессиональной этики и требований к служебному поведению государственных гражданских служащих;
- соблюдение служебной (трудовой) дисциплины;
- защита от возможных воздействий природного характера;
- подготовленность к ликвидации (локализации) опасных ситуаций, в том числе к действиям при пожаре.
3.9. Допускается участие сотрудников в отдельных хозяйственных мероприятиях, санкционированных руководством или постоянно необходимых для исполнения основных должностных обязанностей (расстановка оборудования и инвентаря, перенос документов, замена картриджей принтеров и копиров, работы по перемещению груза массой не выше 15 килограммов для мужчин и 7 килограммов для женщин) при условии соблюдения требований охраны труда, в установленных случаях обеспечении средствами индивидуальной защиты и проведении целевого инструктажа по охране труда.
3.10. Ремонт, техническое обслуживание помещений, оборудования, оргтехники, инвентаря, уборка объектов осуществляются по мере необходимости специализированными организациями в соответствии с договорами, планами мероприятий и текущими потребностями. При организации этих работ безопасность сотрудников министерства должна быть обеспечена посредством:
- включения критериев охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
- доведения информации о планируемых работах до сотрудников министерства или его отдельных подразделений, а также до специалиста по охране труда;
- распределения ответственности за выполнение мероприятий по безопасности, в том числе при подготовке работ и их проведении, а также выполнения этих мероприятий;
- оформления Акта-допуска на проведение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ на территории министерства в соответствии со СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования";
- информирования работников сторонней организации об особенностях условий труда, необходимых требованиях безопасности к предстоящей работе путем проведения с ними вводного инструктажа по охране труда;
- информирования сотрудников министерства об особенностях предстоящих работ и необходимых мерах предосторожности;
- контроля за выполнением условий, обеспечивающих безопасность сотрудников министерства со стороны начальников управлений или специалиста по охране труда;
- поддержания связи и координации сторонней организации и министерством.
3.11. Медицинские осмотры государственных гражданских служащих министерства проводятся в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 30 мая 2008 года № 219 "Об утверждении Порядка организации проведения обязательного профилактического медицинского осмотра государственных гражданских служащих Нижегородской области". При необходимости в соответствии с требованиями статьи 213 ТК РФ в установленном порядке организуются предварительные и периодические медицинские осмотры других сотрудников министерства.
3.12. Подготовленность к ликвидации (локализации) опасных ситуаций должна быть обеспечена:
- планированием и осуществлением мер в области защиты сотрудников;
- обучением сотрудников способам защиты и действиям в этих ситуациях;
- поддержанием в постоянной готовности систем связи и сигнализации;
- выполнением предусмотренных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, наличием планов эвакуации.

4. Комиссия по охране труда министерства

4.1. В соответствии со статьей 218 ТК РФ и Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 года № 413, в министерстве создается комиссия по охране труда (далее - Комиссия).
4.2. Председателем Комиссии является заместитель министра, курирующий вопросы охраны труда, секретарем комиссии - специалист по охране труда. В состав Комиссии также включаются представители подразделений министерства и уполномоченный по охране труда. Состав Комиссии утверждается приказом министерства.
4.3. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным Положением. Плановые заседания Комиссии проводятся ежеквартально и при необходимости.
4.4. Работа Комиссии строится на принципах социального партнерства. Комиссия в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда, коллективным договором (Соглашением по охране труда), а также настоящим Положением. Функциями Комиссии являются:
- организация совместных действий по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах (третья ступень административно-общественного контроля);
- проведение общего осмотра зданий и помещений с целью оценки возможности их безопасной эксплуатации в соответствии с МДС 13-14.2000 "Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений";
- участие в аттестации рабочих мест по условиям труда (со стороны министерства), информирование сотрудников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах и существующем риске повреждения здоровья, доведение до сотрудников результатов специальной оценки условий труда, информирование не реже одного раза в год выборного органа первичной профсоюзной организации министерства о проделанной работе по охране труда;
- рассмотрение предложений для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда сотрудников;
- содействие в организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;
- участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств Фонда социального страхования РФ, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- подготовка и представление предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья сотрудников;
- подготовка (обсуждение) локальных нормативных правовых актов по охране труда.
4.5. Для осуществления возложенных функций Комиссия имеет право:
- получать в установленном порядке информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, о состоянии производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных факторов и мерах по защите от них;
- осуществлять проверку знаний требований охраны труда;
- участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (Соглашения по охране труда);
- заслушивать на заседаниях Комиссии сообщения руководителей структурных подразделений и других сотрудников о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах;
- вносить предложения о поощрении сотрудников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

5. Контроль за состоянием условий и охраны труда.
Идентификация рисков и управление ими

5.1. Идентификация и оценка рисков, определение средств управления выявленными рисками и несоответствиями, корректирующие и предупреждающие действия (далее - управление рисками) осуществляются в виде следующих взаимосвязанных процедур:
- учет результатов контрольно-надзорных мероприятий, проведенных должностными лицами органов государственного надзора и контроля;
- трехступенчатый административно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда;
- контроль (внутренний аудит) условий и охраны труда специалистом по охране
труда;
- специальная оценка условий труда и актуализация ее результатов;
- общественный контроль условий и охраны труда.
5.2. Учет результатов контрольно-надзорных мероприятий, проведенных должностными лицами органов государственного контроля и надзора.
5.2.1. Учет результатов контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами органов государственного надзора, осуществляется с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон).
5.2.2. Уполномоченными представителями министерства в соответствии со статьей 21 Федерального закона при проведении проверки являются заместители министра, начальники управлений, специалист по охране труда. По окончании проверки и получении на руки акта и предписания заместитель министра организует оперативное совещание, на котором:
- рассматриваются вопросы устранения выявленных недостатков и нарушений;
- дается оценка деятельности руководителей и специалистов;
- готовятся предложения к приказу об итогах проверки.
5.2.3. По итогам проверки выпускается приказ, в котором устанавливается порядок реализации мероприятий по результатам проверки и осуществляется привлечение к дисциплинарной ответственности сотрудников министерства, допустивших нарушения установленных требований. В государственный орган надзора и контроля в течение установленного предписанием срока предоставляется копия приказа и отчет об исполнении предписания. Хранение оригинала предписания и акта проверки, а также контроль за выполнением мероприятий осуществляет специалист по охране труда.
5.3. Трехступенчатый административно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда.
5.3.1. Первая ступень административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда проводится ежедневно в рабочие дни начальником отдела/сектора.
Проверяется:
- состояние рабочих мест, проходов и подходов к ним;
- исправность и размещение оргтехники, инвентаря;
- состояние помещений, исправность (безопасное состояние) строительных элементов (стен, потолков, окон и фрамуг, дверей);
- состояние электробезопасности;
- соблюдение сотрудниками требований охраны труда и противопожарного режима;
- исправность систем освещения и обеспечения микроклимата.
При выявлении несоответствий начальник отдела/сектора фиксирует их в журнале контроля. Каждым начальником отдела/сектора ведется собственный журнал контроля. Начальник отдела/сектора принимает незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений и несоответствий силами отдела или во взаимодействии с другими структурными подразделениями министерства.
5.3.2. Вторая ступень.
Специалист по охране труда осуществляет:
- внутренний аудит условий и охраны труда (вторая ступень административно-общественного контроля) в виде ежеквартальных проверок в каждом структурном подразделении по утвержденному графику;
- реагирующий контроль по итогам расследования негативных происшествий, при выявлении существенного уровня риска (усиленный административный контроль), перед внедрением или в процессе внедрения изменений, перед проведением специальной оценки условий труда в целях подготовки к ней, перед проведением проверки органом государственного надзора и контроля.
При текущих проверках контролируется состояние условий и охраны труда в структурных подразделениях, при этом кроме перечня позиций первой ступени контроля дополнительно проверяется:
- выполнение запланированных мероприятий по охране труда;
- своевременность проведения первой ступени административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда и результаты рассмотрения и реализации предложений по ее результатам.
- исправность и соответствие требованиям эксплуатации вспомогательных помещений, санитарно-бытовых помещений и помещений общего пользования;
- своевременность проведения технических испытаний лестниц и стремянок;
- выполнение заявок по ремонтам (обслуживанию) оргтехники, инвентаря;
- соблюдение требований режима труда и отдыха;
- наличие наглядной агитации по охране труда, состояние уголка охраны труда;
- соблюдение требований к организации размещения и перемещения материально-технических ценностей и документов;
- порядок ведения работы сторонними организациями;
- соблюдение порядка уборки рабочих мест, помещений;
- соблюдение требований к работе сторонних организаций (при наличии);
- соблюдение порядка проведения целевых инструктажей по охране труда, наличие и срок действия удостоверений о проверке знаний требований охраны труда;
- состояние аптечки первой помощи;
При проведении проверок руководители структурных подразделений обязаны лично присутствовать, оказывать содействие и представлять все необходимые для проверки сведения и документацию. Специалист по охране труда составляет отчет о проведенной проверке (отчет внутреннего аудита) и знакомит с ним руководителя проверяемого структурного подразделения.
В случае выявления нарушений, непосредственно влияющих на безопасность сотрудников, специалист по охране труда выдает руководителю структурного подразделения предписание об устранении нарушений требований охраны труда по установленной форме. Предписание выписывается в двух экземплярах, один из которых с подписью руководителя структурного подразделения в получении принимается на контроль специалистом по охране труда. В случае невозможности выполнения какого-либо мероприятия силами структурного подразделения или наличии нарушений, общих для всех структурных подразделений, специалист по охране труда оформляет служебную записку на имя заместителя министра.
Результаты внутреннего аудита и итоги исполнения предписаний специалиста по охране труда рассматриваются на заседаниях комиссии по охране труда министерства в целях принятия соответствующих корректирующих действий.
5.3.3. Третья ступень административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда осуществляется Комиссией с периодичностью два раз в год, в конце апреля - начале мая и при подготовке к отопительному периоду (сентябрь).
На третьей ступени осуществляется контроль:
- организации работ по охране труда в подразделениях, на рабочих местах;
- выполнения процедур СУОТ, оформления документации, своевременность выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также эффективность и своевременность проведения первой и второй ступеней административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда контроля и реализации их результатов;
- выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- безопасности и состояния всех помещений, исправность элементов зданий (стен, полов, потолков, колонн, окон и др.);
- наличия знаков безопасности на опасном оборудовании (электрощитки, движущиеся части вентиляторов и др.);
- соблюдения требований охраны труда при организации всех видов деятельности министерства и сторонних организаций на его территории;
- наличия в подразделениях нормативно-правовых актов по охране труда, документации, инструкций;
- соблюдения порядка уборки рабочих мест, помещений, территории;
- соблюдения правил передвижения по территории министерства;
- выполнения требований безопасности при эксплуатации оборудования, оргтехники, инвентаря;
- соответствия рабочих мест планировкам;
- состояния световых проемов, надежности крепления стекол в рамах, ламп в светильниках и самих светильников, исправности фрамуг и форточек, соответствия искусственного освещения нормам, соблюдения правил хранения ламп с ртутным наполнением, исправности систем управления микроклиматом;
- соблюдения рациональных режимов труда и отдыха (требований по ограничению применения труда женщин, норм допустимых нагрузок при подъеме и перемещении материально-технических ценностей вручную, регламентированных перерывов);
- соблюдения порядка обучения и проверки знаний по охране труда, наличие плакатов, уголков по охране труда и планов эвакуации;
- исправности систем оповещения о пожаре (с учетом результатов работы пожарно-технической комиссии);
- соблюдения требований по организации приема граждан.
Третья ступень совмещается с пожарно-техническим обследованием и осмотром зданий. Руководители структурных подразделений министерства обязаны присутствовать при осуществлении третьей ступени, оказывать необходимое содействие и представлять все необходимые сведения в распоряжение комиссии. По результатам третьей ступени административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда Комиссией составляется Акт, который содержит:
- выводы об эффективности деятельности по обеспечению условий и охраны труда, реализации процедур СУОТ руководителей и конкретных сотрудников, примеры и указание причин неэффективной деятельности;
- порядок и сроки проведения необходимых корректирующих и предупредительных действий с указанием ответственных исполнителей.
Акт утверждается министром и направляется поручением для исполнения соответствующим руководителям министерства.
5.4. Специальная оценка условий труда (СОУТ).
5.4.1. Специальная оценка условий труда устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также определяет права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда и проводится в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
5.4.2. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
5.4.3. Для проведения специальной оценки условий труда приказом министерства создается комиссия по специальной оценке условий труда, в состав которой включаются:
- члены Комиссии по охране труда министерства;
- представители организации, проводящие специальную оценку.
5.4.4. Результаты специальной оценки используются в целях:
- обеспечения контроля состояния условий труда на рабочих местах;
- идентификации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работника;
- оценки, контроля и управления профессиональными рисками;
- предоставления сотрудникам информации об условиях труда на рабочих местах;
- планирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
5.5. Общественный контроль условий и охраны труда.
5.5.1. Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда из числа членов первичной профсоюзной организации может быть избран уполномоченный по охране труда. В случае если уполномоченный по охране труда не избран, его функции имеет право осуществлять непосредственно председатель первичной профсоюзной организации.
5.5.2. Функции уполномоченного по охране труда являются общественной нагрузкой и не предполагают вознаграждения за эту деятельность. Уполномоченный по охране труда осуществляет выполнение своих функций в служебное время.
5.5.3. Уполномоченным по охране труда не может быть выдвинут руководитель структурного подразделения, его заместитель и специалист по охране труда министерства. Утверждение кандидатуры уполномоченного по охране труда осуществляется соответствующим протоколом избрания. Уполномоченный по охране труда включается в состав комиссии по охране труда министерства.
5.5.4. Уполномоченный по охране труда осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 года № 30 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива", во взаимодействии с руководителями структурных подразделений министерства, специалистом по охране труда, Областной профсоюзной организацией работников государственных учреждений РФ.
5.5.5. Уполномоченный по охране труда избирается на 3 года. В случаях если уполномоченный по охране труда выбыл из числа членов профсоюзной организации, организуются выдвижение и утверждение нового уполномоченного по охране труда.
5.5.6. Уполномоченный по охране труда:
- осуществляет общественный контроль соблюдения нормативных правовых актов по охране труда в рамках третьей ступени контроля или в порядке собственной инициативы (реагирующий контроль) и по результатам проверок вносит предложения по улучшению условий и охраны труда в комиссию по охране труда;
- принимает участие в работе комиссий по оценке выполненных работ по улучшению условий и охраны труда;
- принимает участие в разработке организационно-распорядительной документации СУОТ, согласовывает локальные нормативные акты по охране труда и инструкции по охране труда, осуществляет подготовку предложений по проектам Соглашения по охране труда и раздела Коллективного договора по охране труда;
- обеспечивает консультирование сотрудников по вопросам охраны труда и о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда;
- осуществляет контроль за ходом выполнения в структурном подразделении мероприятий по охране труда и доведение до сведения должностных лиц информации об имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные сроки;
- информирует руководителей структурных подразделений министерства о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае или ином ухудшении здоровья сотрудников.
5.5.7. Уполномоченный по охране труда имеет право:
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в расследовании опасных ситуаций;
- направлять в комиссию по охране труда министерства и специалисту по охране труда предложения об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения в недельный срок;
- получать от руководителей структурных подразделений и специалиста по охране труда министерства необходимую информацию о состоянии условий и охраны труда, о планируемых работах по улучшению условий и охраны труда, о работе на территории министерства сторонних организаций;
- присутствовать при проверках, осуществляемых органами государственного надзора и контроля, специалистом по охране труда, и при измерениях уровней вредных факторов на рабочих местах аккредитованной лабораторией.

6. Расследование и учет несчастных случаев,
профессиональных заболеваний, опасных ситуаций (инцидентов)

6.1. Все несчастные случаи, профессиональные заболевания и опасные ситуации (инциденты) подлежат обязательному расследованию.
Целями расследования являются:
- объективное установление причин, приведших к происшествию;
- оформление акта расследования и других предусмотренных записей;
- установление лиц, нарушивших требования охраны труда;
- оценка действий должностных лиц по выполнению предусмотренных процедур СУОТ, в том числе в процессе локализации и ликвидации происшествия;
- выявление оснований для необходимых корректирующих действий в СУОТ;
- определение материального ущерба;
- разработка организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение таких событий в будущем;
- информирование работников о причинах происшествий.
6.2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится в соответствии с ТК РФ, а также в соответствии с:
- постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года № 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний";
- приказом Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2005 года № 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве";
- приказом Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 года № 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".
6.3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится специальной комиссией, состав которой определяется приказом министерства. Лица, осуществлявшие непосредственный контроль за работой пострадавших, в состав комиссии не включаются. В состав специальной комиссии должно входить нечетное число членов.
6.4. Расследование опасных ситуаций (инцидентов) осуществляет Комиссия по охране труда министерства. К опасным ситуациям (инцидентам) относятся:
- повреждения здоровья сотрудника, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, но не повлекшие за собой необходимость его перевода на иную должность, временную или стойкую утрату трудоспособности;
- отказ (повреждение) оборудования, повреждение инженерных коммуникаций;
- разрушение строительных элементов в помещении в результате технических или природных событий;
- травмы, полученные гражданами при посещении территории министерства;
- случаи грубого нарушения сотрудниками установленных требований охраны труда.
6.5. О случившихся происшествиях должны незамедлительно уведомляться
соответствующие органы, состав которых определен действующими нормативными и методическими документами, в необходимых случаях - аварийно-спасательные службы.
6.6. Комиссия, осуществляющая расследование (специальная или комиссия по охране труда министерства):
- производит осмотр места происшествия, в необходимых случаях видеосъемки, фотографирование, составляет схемы и эскизы места происшествия;
- опрашивает очевидцев происшествия, получает письменные объяснения от очевидцев и должностных лиц;
- выясняет обстоятельства, предшествующие происшествию, устанавливает причины их возникновения;
- выявляет характер нарушения условий эксплуатации оборудования, содержания помещений и инвентаря, нарушения требований охраны труда сотрудниками или небезопасные действия других лиц (или сторонних организаций);
- проверяет соответствие рабочего места планировкам;
- проверяет сведения об обучении и инструктаже как пострадавших, так и лиц, организующих работу;
- устанавливает причины происшествия;
- определяет допущенные нарушения требований охраны труда и лиц, допустивших эти нарушения;
- предлагает меры по устранению причин происшествия, предупреждению возникновения подобных происшествий;
- определяет размер причиненного ущерба;
- взаимодействует со структурными подразделениями министерства, а при необходимости - со специализированными организациями.
6.7. Оформление результатов расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 6.2 настоящего Положения. Оформление результатов расследования опасных ситуаций осуществляется актом комиссии по охране труда министерства, содержащим следующие сведения:
- дата и время инцидента;
- характеристика объекта и места инцидента;
- сведения о пострадавших (при наличии);
- сведения об обучении и инструктаже по охране труда лиц, причастных к инциденту;
- обстоятельства инцидента;
- принятые меры по ликвидации инцидента;
- технические и организационные причины инцидента;
- нормативные и локальные правовые акты, требования которых были нарушены;
- продолжительность простоя оборудования/помещений;
- заключение о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда;
- материальный ущерб от инцидента;
- мероприятия по устранению причин инцидента.
6.8. По результатам расследования происшествия издается приказ министерства, содержащий оценку причин, обстоятельств и необходимые корректирующие действия по результатам расследования. Подготовку приказа осуществляет специалист по охране труда.

7. Планирование мероприятий СУОТ

7.1. Планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ осуществляется на основании результатов мероприятий по выявлению рисков, с учетом целей и задач организации и внешних факторов в следующих формах:
- текущее (оперативное) планирование;
- тактическое планирование;
- программное планирование.
7.2. Текущее (оперативное) планирование собственных действий в СУОТ осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистом по охране труда, уполномоченным по охране труда министерства в рабочем порядке в составе общего комплекса служебных вопросов.
7.3. Тактическое планирование осуществляется комиссией по охране труда министерства в следующих формах:
- регламент работы комиссии по охране труда министерства;
- план проведения специальной оценки условий труда в министерстве (с указанием конкретного перечня рабочих мест);
- мероприятия по охране труда в актах расследования негативных происшествий;
- мероприятия по охране труда в актах третьей ступени контроля;
- реагирующие планы (поручения) для решения оперативных вопросов охраны труда.
7.4. Программное планирование.
7.4.1. Ежегодный План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в министерстве разрабатывается с учетом:
- Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 февраля 2012 года № 181;
- проведенной за год специальной оценки условий труда;
- предписаний органов государственного надзора и контроля (при наличии);
- итогов административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда, требующих значительных затрат;
- результатов расследования причин негативных происшествий;
- анализа необходимости улучшения условий труда путем проведения ремонта или обустройства помещений министерства;
- предложений руководителей структурных подразделений министерства, первичной профсоюзной организации, уполномоченного по охране труда.
В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План разрабатывается комиссией по охране труда министерства в сроки, обеспечивающие процесс бюджетного планирования.
7.4.2. Соглашение по охране труда или раздел Коллективного договора по охране труда разрабатываются в рамках социального партнерства с учетом требований:
- ТК РФ;
- трехстороннего соглашения Нижегородской области;
- решений областной межведомственной комиссии по охране труда.

8. Порядок обучения и проверки знаний и навыков в области
охраны профессиональной служебной деятельности
(охраны труда)

8.1. Обучение сотрудников министерства в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) (далее - по охране труда) проводится в соответствии со статьей 225 ТК РФ, статьей 32 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29, а также во исполнение статьи 26 Закона Нижегородской области от 10 мая 2006 года № 40-З "О государственной гражданской службе Нижегородской области".
8.2. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда сотрудников министерства, в том числе руководства министерства, возлагается на заместителя министра, курирующего вопросы охраны труда. Ответственность за организацию своевременного, качественного обучения и проверку знаний по охране труда сотрудников структурных подразделений возлагается на руководителей структурных подразделений министерства.
8.3. Специалист по охране труда при участии руководителей структурных подразделений министерства и отдела государственной службы, кадровой и антикоррупционной политики обеспечивает:
- методическое обеспечение обучения по охране труда;
- ведение предусмотренных форм учета обучения по охране труда, проводимого непосредственно в министерстве (для тех сотрудников, которым не требуется проходить это обучение в специализированных обучающих организациях);
- составление и утверждение с учетом представленных заявок подразделений календарного плана (графика) обучения по охране труда;
- оформление договоров и счетов на проведение обучения через специализированные обучающие организации.
8.4. Все виды обучения и инструктажа по охране труда проводятся в служебное (рабочее) время.
8.5. Инструктаж по охране труда.
8.5.1. Все поступающие на государственную гражданскую службу (принимаемые на работу) в министерство лица проходят вводный инструктаж по охране труда, который проводит специалист по охране труда по соответствующей Программе. По завершении инструктажа проводится проверка его усвоения методом устного опроса с оформлением в Журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда.

8.5.3. В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, от первичного и повторного инструктажа по охране труда на рабочем месте, стажировки на рабочем месте освобождаются все сотрудники министерства.
8.5.4. Целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится с сотрудниками министерства соответствующими начальниками отделов/секторов или непосредственными руководителями работ:
- при выполнении отдельных хозяйственных работ, санкционированных руководством и необходимых для выполнения основных должностных обязанностей (расстановка оборудования и инвентаря, работы по приведению в порядок помещений и т.п.);
- при ликвидации последствий опасных ситуаций, стихийных бедствий;
- в случаях, когда на территории силами специализированных организаций проводятся ремонтно-строительные работы (в целях ознакомления сотрудников с возможными опасностями);
- при проведении массовых мероприятий (непосредственное участие в благоустройстве территории, в спортивных и культурных мероприятиях).
При проведении целевого инструктажа используются типовые инструкции по охране труда на соответствующие виды работ, разделы правил по охране труда и другие материалы, в определении которых специалист по охране труда оказывает руководителям подразделений методическую помощь. Целевой инструктаж может проводиться с группой сотрудников.
8.6. Обучение по охране труда сотрудников министерства.
8.6.1. Обучение по охране труда руководителей министерства, специалиста по охране труда, уполномоченного по охране труда, членов комиссии по охране труда министерства осуществляется в течение одного месяца с момента назначения (избрания) и далее - не реже одного раз в 3 года.
8.6.2. Начальник и сотрудники отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда проходят специальное обучение и повышение квалификации по вопросам охраны труда и государственной экспертизы условий труда в обучающих организациях Минтруда России.
8.6.3. Обучение по охране труда сотрудников непосредственно в министерстве осуществляется в течение первого месяца с момента назначения в режиме самоподготовки, индивидуальных консультаций со специалистом по охране труда, руководителями структурных подразделений, сотрудниками отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда в объеме специально разработанной 10-часовой программы.
По окончании обучения сотрудник допускается к проверке знаний требований охраны труда на заседании Комиссии по охране труда министерства. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом. Сотруднику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя Комиссии, заверенное печатью.
Очередная проверка знаний требований охраны труда проводится в том же порядке не реже одного раза в три года. Проверка знаний требований охраны труда сотрудников проводится индивидуально с каждым. Перед очередной проверкой знаний с группами сотрудников организуются занятия (семинары, консультации) по вопросам охраны труда.
8.6.5. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда непосредственно в министерстве независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:
- по требованию Государственной инспекции труда в Нижегородской области;
- после происшедших несчастных случаев, иных опасных ситуаций, а также в отношении сотрудника, допустившего неоднократные нарушения требований охраны труда;
- при перерыве в работе в данной должности более одного года.
8.6.6. В рамках обучения по охране труда, осуществляемого непосредственно в министерстве, проводится обучение сотрудников по оказанию первой помощи пострадавшим, а также по профилактике распространения ВИЧ-инфекции.
8.6.7. В соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и ТК РФ, министр или руководитель структурного подразделения министерства обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего или иного сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

9. Нормативно-методическое
и информационное обеспечение охраны труда

9.1. Делопроизводство и документация.
9.1.1. В целях информационного обеспечения СУОТ, соответствующей регистрации событий в сфере охраны труда должно быть обеспечено:
- применение общих требований к делопроизводству и обращению документов в органах исполнительной власти Нижегородской области;
- наличие и актуализация комплекта нормативных правовых актов по охране труда;
- актуализацию информационно-справочных электронных ресурсов и систем.
9.1.2. Ответственность за состояние, правильное ведение документов и сохранность документов по охране труда в структурных подразделениях возлагается на их руководителей. Специалист по охране труда обеспечивает хранение документов СУОТ, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами, и при необходимости - копий других документов и записей.
9.1.3. Состав документации по охране труда определяется с учетом Рекомендаций по созданию Системы управления охраной труда (СУОТ) в организациях, утвержденных приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 20 ноября 2009 года № 489. Для решения специальных вопросов СУОТ может применяться документация технического характера, к которой относятся:
- планировки помещений и рабочих мест;
- акты приемки-сдачи выполненных работ;
- договоры аренды и возмездного оказания услуг;
- паспорта оборудования, сертификаты на оборудование и др.
9.2. Эффективное управление деятельностью и процедурами СУОТ обеспечивается наличием и исполнением Служебного распорядка, должностных регламентов и инструкций по охране труда и о мерах пожарной безопасности.
9.3. Инструкции по охране труда.
9.3.1. Разрабатываемые инструкции по охране труда являются нормативными актами, устанавливающими обязательные для сотрудников министерства требования по охране труда при выполнении работ.

9.3.2. Инструкция по охране труда разрабатывается на основе типовой инструкции по охране труда с учетом специфики деятельности министерства, а также методических рекомендаций (постановление Минтруда РФ от 17 декабря 2002 года № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда", Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные первым заместителем Минтруда России от 13 мая 2004 года).
9.3.3. Разработку инструкций по охране труда осуществляют руководители структурных подразделений министерства. Инструкция по охране труда после согласования со специалистом по охране труда и соответствующими выборным профсоюзным органом утверждается министром и рассылается в структурные подразделения.
9.3.4. Инструкции по охране труда, а также перечень этих инструкций хранятся у руководителей структурных подразделений министерства, которые обязаны ознакомить с этими инструкциями сотрудников под роспись.
9.3.5. Срок действия инструкций по охране труда устанавливается в пять лет, при необходимости инструкция по охране труда может быть досрочно пересмотрена (переработана). Под пересмотром понимается однократное продление срока действия инструкции. Под переработкой понимают аннулирование существующей инструкции и введение вместо нее переработанной инструкции по охране труда. При необходимости уточнения (дополнения) к инструкциям должно быть оформлено изменение.
9.4. Записи и управление записями.
9.4.1. Записи должны быть понятными, опознаваемыми (иметь сквозную нумерацию), доступными для тех лиц, которым они необходимы; иметь защиту от повреждения, разрушения и сохраняться в течение установленного срока (согласно нормативным требованиям, Номенклатуре дел и с учетом целесообразности).
9.4.2. Рукописные записи (акты, протоколы) ведутся, как правило, одной рукой, одним видом чернил (за исключением подписей, дат и расшифровок фамилий, которые могут быть записаны другим участвующим лицом). Исправления могут быть забелены штрих-корректором с последующей подписью ответственного за составление записи лица.
9.4.3. Требования к журналам:
- журналы должны быть прошнурованы;
- страницы должны быть пронумерованы;
- на предпоследнем листе журнала прошнурованная часть заклеивается бумажным талоном, на котором указывается прописью количество страниц, ставится подпись ответственного за ведение делопроизводства и печать подразделения.
В каждом структурном подразделении министерства ведутся:
- журналы регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте;
- журналы учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
- журналы контроля за состоянием условий и охраны труда.
9.5. Мониторинг информации.
9.5.1. Осведомленность сотрудников по вопросам охраны труда обеспечивается через управление информацией, документацией, данными и записями:
- посредством доведения организационно-распорядительных документов и локальных нормативных актов до сведения конкретных исполнителей процедур СУОТ;
- организацией уголков охраны труда.
9.5.2. Мониторинг информации о выполнении процедур СУОТ и о состоянии условий и охраны труда осуществляет специалист по охране труда, обеспечивая:
- постоянную актуализацию сведений;
- контроль за сроками и полнотой выполнения предупреждающих и корректирующих действий и составления записей об этом;
- доведение информации до руководителей организации или подразделений (оперативные совещания, служебные и докладные записки).
9.5.3. В целях мониторинга информации о функционировании СУОТ в порядке основной деятельности один раз в квартал (и при необходимости) проводятся заседания комиссии по охране труда министерства, по результатам которых оформляются протоколы. Участие в заседаниях могут принимать другие лица в зависимости от рассматриваемых вопросов.
9.6. Пропаганда охраны труда.
9.6.1. Здание министерства оснащается уголком охраны труда (далее - уголком), выполненным в виде специального стенда. Уголок размещается в легкодоступном, удобном для осмотра месте.
9.6.2. Организация работы уголков осуществляется в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 года № 7 "Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда".
9.6.3. В уголке экспонируется следующая информация:
- Концепция обеспечения условий и охраны труда;
- информация о состоянии условий и охраны труда за прошедший период (год, полугодие) и об имевших место происшествиях;
- фамилии, имена, отчества, телефоны членов комиссии по охране труда министерства, в том числе специалиста по охране труда и уполномоченных по охране труда;
- телефоны служб экстренного реагирования (пожарной охраны, скорой медицинской помощи), рабочие телефоны руководителей министерства и подразделений;
- графики и планы работы на текущий период, объявления;
- планы действий в аварийных ситуациях, планы эвакуации;
- приказы и распоряжения в сфере охраны труда;
- плакаты, наглядная агитация и др.
Актуализацию материалов уголка обеспечивает специалист по охране труда.
9.7. Министерство обеспечивает предоставление органам государственного контроля и надзора, сторонним организациям, выполняющим отдельные работы по охране труда, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.

10. Анализ эффективности и результативности СУОТ.
Непрерывное совершенствование СУОТ

10.1 Целями анализа эффективности СУОТ являются:
- оценка общей стратегии системы и ее способности удовлетворять потребности организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного надзора;
- актуализация процедур с учетом изменений государственных нормативных требований охраны труда;
- сравнение запланированных и фактически достигнутых показателей (индикаторов) результативности, приведенных в Приложении 2 к настоящему Положению;
- определение необходимых изменений системных процедур, включая Концепцию (политику) обеспечения условий и охраны труда, цели и индикаторы целей, определение корректирующих действий с учетом результатов расследования негативных происшествий;
- обеспечение "обратной связи" (с сотрудниками министерства) в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования.
10.2. Специалист по охране труда осуществляет оперативный анализ эффективности отдельных мероприятий СУОТ при осуществлении внутреннего аудита в структурных подразделениях министерства. Министр, заместители министра, начальники управлений осуществляют анализ эффективности отдельных мероприятий СУОТ при рассмотрении служебных записок, предписаний, проектов локальных нормативных актов СУОТ.
10.3. Ежегодно до 1 февраля комиссией по охране труда министерства осуществляется комплексный анализ эффективности СУОТ за прошедший год на основании изменения следующих показателей и характеристик в динамике:
- количество пострадавших и вновь выявленных профессиональных больных;
- причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- затраты на мероприятия по охране труда;
- состояние работ по охране труда в подразделениях;
- результаты внутренних аудитов СУОТ, проведенных специалистом по охране труда;
- ход выполнения запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, по обеспечению охраны труда на всех уровнях планирования;
- результаты проверок органами государственного надзора и контроля;
- сведения о совокупном ущербе от происшествий и в результате выявленных несоответствий в сфере охраны труда.
10.4. По результатам анализа:
- осуществляется качественная оценка достигнутых результатов и остающихся проблем (несоответствий), результатов деятельности руководителей и специалистов в СУОТ и (или) действий отдельных сотрудников министерства;
- определяется потребность в корректирующих действиях, в том числе в поощрении активных и ответственных сотрудников или в дисциплинарных взысканиях по отношению к сотрудникам, допустившим нарушения;
- определяются задачи по совершенствованию СУОТ в текущем году с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.
10.5. Эффективность СУОТ на основе конкретных числовых индикаторов может характеризоваться следующими качественными оценками:
- "полностью эффективна" - достигнуты все индикаторы целей в соответствии с Приложением 2 к настоящему Положению, рекомендуются меры по поддержанию и дальнейшему развитию (совершенствованию);
- "эффективна, необходимы корректирующие действия" - достигнуты 6 из 9 индикаторов целей в соответствии с Приложением 2 к настоящему Положению, при этом отсутствуют несчастные случаи на производстве групповые, с тяжелым и смертельным исходом;
- "неэффективна" - при прочих значениях индикаторов.
10.6. Комплект материалов по анализу эффективности СУОТ и предложения по ее совершенствованию представляются министру для рассмотрения, коррекции и подписания. При оценке СУОТ как неэффективной принимаются неотложные корректирующие действия.





Приложение 1
к Положению
о системе управления охраной труда (СУОТ)
в министерстве социальной политики
Нижегородской области

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В МИНИСТЕРСТВЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Министерство социальной политики Нижегородской области принимает на себя обязательства по реализации следующих принципов:
1. Приоритет сохранения жизни и здоровья сотрудников над результатами деятельности.
2. Профилактика несчастных случаев и иных повреждений здоровья сотрудников, безусловный приоритет опережающих действий по улучшению условий и охраны труда над действиями после произошедших несчастных случаев иных повреждений здоровья сотрудников.
3. Стремление к полному соответствию условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
4. Управление условиями и охраной труда посредством функционирования и непрерывного совершенствования Системы управления охраной труда.
5. Учет аспектов воздействия на условия и охрану труда управленческих решений по обеспечению деятельности министерства.
6. Обеспечение социального партнерства при решении вопросов улучшения условий и охраны труда.
7. Ответственность каждого сотрудника за функционирование Системы управления в объеме установленной компетенции.





Приложение 2
к Положению
о системе управления охраной труда (СУОТ)
в министерстве социальной политики
Нижегородской области

ЦЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В МИНИСТЕРСТВЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

N
Цель
Наименование индикаторов цели
Плановое значение индикатора
1
Профилактика несчастных случаев на производстве
Уровень травматизма в расчете на 1000 работающих (Кч)
Не выше уровня b вэд
Уровень травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (Кч см)
0
Коэффициент тяжести несчастных случаев
Не выше уровня С вэд
Удельный вес работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности (по данным аттестации рабочих мест)
0
Количество опасных ситуаций
Не более 4
2
Профилактика профессиональных заболеваний
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам
0
Показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников
0
3
Обеспечение надлежащих организационно-технических условий труда
Затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда на одного работающего
Не ниже затрат, определяемых статистикой для аналогичных учреждений
Процент выполненных мероприятий по улучшению условий и охраны труда (от запланированного)
Не ниже 75%

Примечания:
1. Показатели b вэд и С вэд определяются соответствующим нормативным актом Фонда социального страхования Российской Федерации "Об утверждении средних значений основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствующем году" для вида экономической деятельности "Деятельность органов государственной власти субъектов (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации".
2. Совокупный ущерб от всех видов происшествий и ситуаций в сфере охраны труда определяется комиссией по охране труда министерства.


------------------------------------------------------------------