По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского областного суда от 15.12.2014 по делу N 3-82/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Нижегородской области от 01.04.2014 N 208 "Об утверждении государственной региональной адресной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области">



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу № 3-82/2014

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего:
судьи - Г.И. Дороднова,
с участием прокурора - О.Н. Селезневой
при секретаре судебного заседания - Т.М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Совета дома № хх по ул. К. г. Ш. Нижегородской области о признании незаконным в части нормативного акта, внесении изменений в нормативный акт,

УСТАНОВИЛА:

Председатель Совета дома № хх по ул. К. г. Ш. Нижегородской области - Г.И.В. от имени Совета Дома № хх по ул. К. г. Ш. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановление Правительства Нижегородской области № 208 от 01.04.2014 года "Об утверждении государственной региональной адресной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" в части сроков реализации в отношении дома № хх по ул. К., г. Ш. Нижегородской области;
- обязании внести изменения в перечень жилищного фонда города областного значения Ш. Нижегородской области, а именно в части внесения дома № хх по ул. К. г. Ш. Нижегородской области в период с 2014 по 2018 года.

В обоснование заявленных требований указал, что согласно постановления Правительства Нижегородской области № 208 от 01.04.2014 года в целях реализации Жилищного кодекса РФ, Закона Нижегородской области от 28 ноября 2013 года № 159-ФЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" Правительство Нижегородской области утвердило государственную региональную адресную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.
Согласно п. 1.2 Паспорта государственной региональной адресной программы проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области в первоочередном порядке предусматривается проведение капитального ремонта:
1. Общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации Программы;
2. Многоквартирных домов, капитальный ремонт которых требуется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Правительством РФ.
Согласно Порядка применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Приказом № 6 от 10 февраля 2014 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации государственной программы осуществляется исходя из следующих критериев:
1. Год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;
2. Дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
3. Своевременность и полнота внесения взносов на капитальный ремонт;
4. Многоквартирные дома, управления которыми осуществляется товариществам собственников жилья и многоквартирные дома, в которых сформирован совет многоквартирного дома;
5. Доля помещений в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды, электроэнергии, в общем количестве помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с приложениями к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при ГОССТРОЕ СССР № 312 от 23 ноября 1988 года, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации здания и объектов до постановки на капитальный ремонт полносборных крупнопанельных, крупноблочных, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации (жилые дома, также здания с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений) 15 - 20 лет.
Согласно приложения № 1 к Постановлению Правительства Нижегородской области № 208 от 01.04.2014 года дом № 96 по ул. К. г. Ш. Нижегородской области включен в государственную региональную адресную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, и запланирован к капитальному ремонту в 3 этапе (2024 - 2033 гг.).
С таким распределением он не согласен и считает, что дом следует ремонтировать в первоочередном порядке в период с 2014 по 2018 гг. поскольку дом № хх по ул. К г. Ш. Нижегородской области 1981 года постройки. За период с 1981 года по 2014 год дом ни разу не подвергался капитальному ремонту.
Состояние чердака и деревянных конструкций крыши дома требуют капитального ремонта. После проведения в 2011 году ремонта крыши и чердака канализационные трубы были выведены в чердак дома. Испарения от канализации попадают под крышу, пропитывая деревянные конструкции крыши. В морозную погоду конденсат оседает в виде льда и инея на чердаке. При наступлении тепла лед и иней начинает таять и протекать на ниже расположенные квартиры.
Совет дома, а также отдельные его жители неоднократно (на протяжении нескольких лет) обращались в адреса: МУП Ш. р-на "Шс", ООО "Дк", ООО "Жс", Администрацию городского округа города Ш., У. отдел Государственной жилищной инспекции, а также в Прокуратуру Ш. района Нижегородской области по поводу ремонта крыши, но безрезультатно.
Администрация городского округа г. Ш. в ответ на обращение ответила, что по обследованию ООО "Жс" кровля находится в исправном состоянии.
Исходя из того, что указанный выше дом за № хх на ул. К. г. Ш. сдан в эксплуатацию в 1981 году, то проведение капитального ремонта необходимо провести в первоочередном порядке.
Председатель Совета дома № хх по ул. К. г. Ш. Нижегородской области - Г.И.В. в судебном заседании заявление поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Нижегородской области - по доверенности - Г.Т.А. заявление не признала заявив, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт "к" части 1, статьи 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Согласно статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом.
В рамках реализации указанных полномочий на территории Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области № 159-З).
Статьей 14 Закона Нижегородской области № 159-З установлено, что государственная программа Нижегородской области по капитальному ремонту формируется на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области проектов муниципальных программ по проведению капитального ремонта, согласованных уполномоченным органом.
Уполномоченный орган на основании сведений и проектов муниципальных программ по проведению капитального ремонта, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, Нижегородской области, в течение одного месяца со дня их поступления разрабатывает проект государственной программы Нижегородской области по капитальному ремонту и направляет его на рассмотрение и утверждение в Правительство Нижегородской области в порядке и сроки, установленные регламентом Правительства Нижегородской области.
В соответствии с Законом Нижегородской области № 159-З (статья 4), Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2009 № 91, уполномоченным органом по разработке проекта государственной программы является министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
Согласно частям 2, 3 статьи 14 Закона Нижегородской области № 159-З в целях формирования государственной программы Нижегородской области по капитальному ремонту лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, представляют информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, по форме, утвержденной уполномоченным органом.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области обобщают поступившую информацию, а также подготавливают информацию в отношении многоквартирных домов, находящихся в муниципальной и (или) государственной собственности, и многоквартирных домов, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, формируют проекты муниципальных программ по проведению капитального ремонта.
Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории конкретного муниципального района (городского округа), и проект муниципальной программы по проведению капитального ремонта представляются органом местного самоуправления в уполномоченный орган.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона Нижегородской области № 159-З определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации государственной программы Нижегородской области по капитальному ремонту осуществляется исходя из следующих критериев:
1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;
2) дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
3) своевременность и полнота внесения взносов на капитальный ремонт;
4) многоквартирные дома, управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, и многоквартирные дома, в которых сформирован (избран) совет многоквартирного дома;
5) доля помещений в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды, электроэнергии, в общем количестве помещений в многоквартирном доме.
Порядок применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области от 10.02.2014 № 6.
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в разрезе видов работ по капитальному ремонту при формировании и актуализации государственной программы осуществляется в соответствии с суммарным количеством баллов, присваиваемым многоквартирным домам согласно приложению к Порядку, утвержденному приказом от 10.02.2014 № 6, в порядке убывания. Документы, подтверждающие информацию для начисления баллов, подлежат хранению в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Согласно части 2 статьи 19 Закона Нижегородской области № 159-З определение необходимости проведения капитального ремонта осуществляется органами местного самоуправления на основании сведений о техническом состоянии конструктивных элементов и инженерных систем, представляемых лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Таким образом действующим законодательством установлено, что исходные данные для формирования программы предоставляются органом местного самоуправления, уполномоченный орган - министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области формирует программу, к полномочиям Правительства Нижегородской области относится только утверждение государственной программы по капитальному ремонту.
Исходя из изложенного, оспариваемое постановление Правительства Нижегородской области принято в соответствии с компетенцией и в полном соответствии с нормами федерального законодательства.
В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Закона Нижегородской области № 159-З государственная программа по капитальному ремонту подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Указанное означает, что программа является гибким правовым механизмом, фактически правовым ориентиром, достижение ее целей не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сторону увеличения их объема, и при наличии к тому оснований соответствующих изменений (дополнений).
Таким образом, достижение цели обращения заявителя в суд - изменение сроков проведения капитального ремонта дома осуществляется не путем признания программы в этой части недействующей, а путем ее актуализации.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 данного Кодекса. В заявлении, в частности, должно быть указано, какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
В нарушение статьи 56 ГПК Российской Федерации указанное требование заявителем не исполнено.
В качестве нормативного правового акта, имеющих большую юридическую силу заявитель ссылается на приказ Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения".
Однако данный акт является ведомственным и регулирует вопросы непосредственного осуществления капитального ремонта, в том числе определяя сроки продолжительности эффективной эксплуатации жилых зданий. В то время как региональная программа утверждается в целях планирования предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, указанные правовые акты регулируют различные сферы правоотношений и, соответственно, ведомственный приказ не может рассматриваться по отношению к постановлению Правительства Нижегородской области в качестве акта, имеющего большую юридическую силу.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области по доверенности М.П.С. также заявление Совета дома № хх по ул. К. г. Ш. Нижегородской области не признал, пояснив, что на основании ст. 14 Закона Нижегородской области от 28 ноября 2013 года № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" государственная региональная адресная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 1 апреля 2014 года № 208, сформирована министерством на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области проектов муниципальных программ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно частям 2, 3 статьи 14 Закона, в целях формирования Государственной программы Нижегородской области по капитальному ремонту, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, представляют информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области обобщают поступившую информацию, а также подготавливают информацию в отношении многоквартирных домов, находящихся в муниципальной и (или) государственной собственности, и многоквартирных домов, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, формируют проекты муниципальных программ по проведению капитального ремонта.
Обобщенная информация по всем многоквартирным домам, расположенным на территории конкретного муниципального района (городского округа), представляется органами местного самоуправления в министерство по форме "Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории района (городского округа), общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту по видам работ и услуг на 2014 - 2043 годы", утвержденной приказом министерства от 27 февраля 2014 года № 10.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации Государственной программы Нижегородской области по капитальному ремонту осуществляется исходя из следующих критериев: год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; своевременность и полнота внесения взносов на капитальный ремонт; многоквартирные дома, управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, и многоквартирные дома, в которых сформирован (избран) совет многоквартирного дома; доля помещений в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды, электроэнергии, в общем количестве помещений в многоквартирном доме.
Порядок применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден приказом министерства от 10 февраля 2014 года № 6.
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в разрезе видов работ по капитальному ремонту при формировании и актуализации Государственной программы Нижегородской области по капитальному ремонту осуществляется в соответствии с суммарным количеством баллов, присваиваемым многоквартирным домам согласно приложению к Порядку, утвержденному приказом от 10 февраля 2014 года № 6, в порядке убывания. Документы, подтверждающие информацию для начисления баллов, подлежат хранению в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона определение необходимости проведения капитального ремонта осуществляется органами местного самоуправления на основании сведений о техническом состоянии конструктивных элементов и инженерных систем, представляемых лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Требования заявителя считает необоснованными, так как органы исполнительной власти Нижегородской области не наделены полномочиями по принятию решений о внесении изменений в Государственную программу Нижегородской области по капитальному ремонту, в том числе, в части изменения сроков выполнения работ по капитальному ремонту.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора Селезневой О.Н., полагавшей отказать Г.И.В. в удовлетворении заявления, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и должны устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусмотреть создание регионального оператора и решить вопрос о формировании его имущества, о порядке его деятельности.
В приведенной федеральной норме также предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждать порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, устанавливать порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам, порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 поименованного Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений, кроме этого, устанавливать порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных Кодексом, порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
В рамках реализации указанных полномочий на территории Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 28.11.2013 года № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области"
Постановлением Правительства Нижегородской области № 208 от 01.04.2014 года утверждена "Государственная региональная адресная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области".
Согласно приложению № 1 к "Государственной региональной адресной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" дом № хх по ул. К., г. Ш. Нижегородской области запланирован к капитальному ремонту в 3 этапе (2024 - 2033 гг.) (см. № п/п хх).
Указанное постановление Правительства Нижегородской области опубликовано в газете "Нижегородские новости" от 08.05.2014 года № 84 (5417), а также размещено на официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе "Законодательство".
Из анализа постановления Правительства Нижегородской области № 208 от 01.04.2014 года следует, что "Государственная региональная адресная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" принята в целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 28.11.2013 года № 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области", и направлена на планирование и организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирование предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на указанные цели.
Статьей 14 Закона Нижегородской области № 159-З установлено, что государственная программа Нижегородской области по капитальному ремонту формируется на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области проектов муниципальных программ по проведению капитального ремонта, согласованных уполномоченным органом.
Уполномоченный орган на основании сведений и проектов муниципальных программ по проведению капитального ремонта, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, Нижегородской области, в течение одного месяца со дня их поступления разрабатывает проект государственной программы Нижегородской области по капитальному ремонту и направляет его на рассмотрение и утверждение в Правительство Нижегородской области в порядке и сроки, установленные регламентом Правительства Нижегородской области.
В соответствии с Законом Нижегородской области № 159-З (статья 4), Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2009 № 91, уполномоченным органом по разработке проекта государственной программы является министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
Согласно частям 2, 3 статьи 14 Закона Нижегородской области № 159-З в целях формирования государственной программы Нижегородской области по капитальному ремонту лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, представляют информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, по форме, утвержденной уполномоченным органом.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области обобщают поступившую информацию, а также подготавливают информацию в отношении многоквартирных домов, находящихся в муниципальной и (или) государственной собственности, и многоквартирных домов, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, формируют проекты муниципальных программ по проведению капитального ремонта.
Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории конкретного муниципального района (городского округа), и проект муниципальной программы по проведению капитального ремонта представляются органом местного самоуправления в уполномоченный орган.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона Нижегородской области № 159-З определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации государственной программы Нижегородской области по капитальному ремонту осуществляется исходя из следующих критериев:
1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;
2) дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
3) своевременность и полнота внесения взносов на капитальный ремонт;
4) многоквартирные дома, управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, и многоквартирные дома, в которых сформирован (избран) совет многоквартирного дома;
5) доля помещений в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды, электроэнергии, в общем количестве помещений в многоквартирном доме.
Порядок применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области от 10.02.2014 № 6.
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в разрезе видов работ по капитальному ремонту при формировании и актуализации государственной программы осуществляется в соответствии с суммарным количеством баллов, присваиваемым многоквартирным домам согласно приложению к Порядку, утвержденному приказом от 10.02.2014 № 6, в порядке убывания. Документы, подтверждающие информацию для начисления баллов, подлежат хранению в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Согласно части 2 статьи 19 Закона Нижегородской области № 159-З определение необходимости проведения капитального ремонта осуществляется органами местного самоуправления на основании сведений о техническом состоянии конструктивных элементов и инженерных систем, представляемых лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Таким образом действующим законодательством установлено, что исходные данные для формирования программы предоставляются органом местного самоуправления, уполномоченный орган - министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области формирует программу, к полномочиям Правительства Нижегородской области относится утверждение государственной программы по капитальному ремонту.
Проанализировав изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое Советом дома № хх по ул. К., г. Ш., Нижегородской области в части постановление Правительства Нижегородской области № 208 от 01.04.2014 года принято в соответствии с его компетенцией и в полном соответствии с нормами федерального законодательства.
Утверждение заявителя о том, что дом № хх по ул. К., г. Ш. необходимо включить для проведения капитального ремонта в период с 2014 по 2018 год является необоснованным.
В соответствии со ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Закона Нижегородской области № 159-З от 28.11.2013 года "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" государственная региональная адресная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Указанное означает, что программа является гибким правовым механизмом, фактически правовым ориентиром, достижение ее целей не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта на более ранние и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сторону увеличения их объема, и при наличии к тому оснований соответствующих изменений (дополнений), подлежащих внесению в региональную программу путем ее актуализации.
Таким образом, достижение цели обращения заявителя в суд - изменение сроков проведения капитального ремонта дома осуществляется не путем признания программы в этой части недействующей, а путем ее актуализации.
В силу ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 данного Кодекса. В заявлении, в частности, должно быть указано, какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
В качестве нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу заявитель ссылается на приказ Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения".
Однако из анализа данного акта следует, что он является ведомственным и регулирует вопросы непосредственного осуществления капитального ремонта, в том числе определяя сроки продолжительности эффективной эксплуатации жилых зданий. В то время как государственная региональная адресная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области утверждается в целях планирования предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, указанные правовые акты регулируют различные сферы правоотношений и, соответственно, ведомственный приказ не может рассматриваться по отношению к постановлению Правительства Нижегородской области в качестве акта, имеющего большую юридическую силу.
В обосновании своего заявления заявитель также руководствуется Законом РФ "О защите прав потребителей". Однако с этим согласиться нельзя.
Исходя из предписаний статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, поэтому собственники несут бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а также положений статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, а также принимая во внимание требования частей 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, процентов, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете. Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, пропорциональна суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственником такого помещения и предшествующим собственником такого помещения. Право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение, следует прийти к выводу о том, что вопросы по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулируются жилищным и гражданским законодательством, в связи с чем ссылка заявителя на Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" несостоятельна.
Что же касается утверждений Совета дома № хх по ул. К., г. Ш., Нижегородской области в заявлении о том, что неоднократные обращения Совета дом, отдельных его жителей в адрес МУП Ш. р-на "Шс", ООО "Дк", ООО "Жс", Администрацию городского округа города Ш., У. отдел Государственной жилищной инспекции, а также в Прокуратуру Ш. района Нижегородской области по поводу ремонта крыши, результата не дали, то Совета дома № хх по ул. К., г. Ш., Нижегородской области не лишен возможности в установленном законом порядке обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) указанных организаций.
С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным отказать Совету дома № хх по ул. К. г. Ш. Нижегородской области в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, судебная коллегия

РЕШИЛА:

В удовлетворении заявления Совету дома № хх по ул. К., г. Ш., Нижегородской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Г.И.ДОРОДНОВ


------------------------------------------------------------------