По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

<Письмо> минобразования Нижегородской области от 21.04.2014 N 316-01-100-1244/14 "Методические рекомендации к базисному учебному плану начального общего образования в 2014 - 2015 учебном году"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 21 апреля 2014 г. № 316-01-100-1244/14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 2014 - 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ
Список изменяющих документов
(в ред. письма минобразования Нижегородской области
от 20.05.2014 № 316-01-100-1541/14)

Министерство образования Нижегородской области направляет методические рекомендации к базисному учебному плану начального общего образования в 2014 - 2015 учебном году для использования при организации учебного процесса.
Приложение: Методические рекомендации к базисному учебному плану начального общего образования в 2014 - 2015 учебном году на 10 л. в 1 экз.

Министр
С.В.НАУМОВ





Приложение
к письму
министерства образования
Нижегородской области
от 21.04.2014 № 316-01-100-1244/14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 2014 - 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ (4 КЛАСС)
Список изменяющих документов
(в ред. письма минобразования Нижегородской области
от 20.05.2014 № 316-01-100-1541/14)

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области осуществляется поэтапно:

Учебный год
ФГОС НОО
2011 - 2012 учебный год
1 класс
2012 - 2013 учебный год
1 и 2 классы
2013 - 2014 учебный год
1, 2, 3 классы
2014 - 2015 учебный год
1, 2, 3, 4 классы

Начальная школа с введением ФГОС НОО должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, "становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся" (ФГОС НОО - М. 2011. С. 5).
Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" необходимо учитывать, что "образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов". Особое внимание при этом уделяется воспитанию, которое является основой всего образовательного процесса и рассматривается как "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства".
Таким образом, деятельность учителя должна быть направлена на воспитание учащегося как гражданина России, на формирование и развитие личностно ценных новообразований младшего школьника:
- умение правильно отобрать и применить знания, действовать в нестандартной ситуации;
- умение проявлять самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;
- умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельно оценивать процесс и результат решения учебной задачи;
- умение найти общий способ построения учебной задачи (в рамках изученного материала), умение и желание выполнить любую задачу творчески;
- высокий (в соответствии с возможностями) уровень познавательных психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи и др.
Реализация этих положений возможна только в условиях системно-деятельностного подхода и применения современных педагогических технологий. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей. Такой подход делает личностно значимым и мотивированным процесс учения.
Основная задача учителя начальных классов в условиях введения ФГОС НОО заключается в переосмыслении целей начального образования, требований к его содержанию, организации процесса обучения и взаимодействия с ребенком как активным субъектом учебной деятельности, в применении новых педагогических технологий.
1. Образование в начальной школе ориентировано на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для 1 полугодия I класса - 35 минут, для 2 полугодия 1 класса, II - IV классов - 45 минут (в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.9)
Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели.
Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. В обязательной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками начальной школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности адаптации в современных социальных реалиях и продолжения образования. Инвариантная часть представлена учебными предметами.
В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным (инвариантным) компонентом (не менее 80 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования) и вариативным, который формируется участниками образовательных отношений (до 20 процентов).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, может быть использована для увеличения часов на учебные предметы, в том числе углубленного изучения, инвариантной части и/или введения иных учебных предметов, факультативов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам.
2. При реализации обязательной части БУП необходимо учитывать следующее.
На освоение учебного предмета "Физическая культура" в обязательном порядке вводится третий час за счет увеличения на 1 час максимально допустимой недельной нагрузки. При разработке учебного плана школы рекомендуем руководствоваться СанПиН 2.4.2.2821-10 и приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889.
При планировании и введении комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (1 час в неделю) в 4 классе рекомендуем руководствоваться приказом Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 и планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р.
В соответствии с ФГОС НОО достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, возможно (п. 12.1. и п. 12.2) как в рамках предметов "Математика" (входящего в образовательную область "Математика и информатика"), "Технология", так и в рамках других образовательных областей, изучаемых в начальной школе (ФГОС НОО п. 11.7; п. 11.8 и др.).
Реализация обязательной части БУП обеспечивается федеральным перечнем учебников и учебных пособий. Образовательное учреждение может комплектовать УМК из учебников по разным предметам, выпущенным одним издательством, или сформировать свой учебно-методический комплекс на основе свободного выбора учебников из предметных линий в соответствии с целями и задачами образовательной программы общеобразовательного учреждения. Желательно комплектовать УМК из тех учебников, в которых сохраняется единство концептуальных основ, содержания и планируемых результатов.
Образовательным организациям следует иметь в виду, что возможна замена внутри системы учебников или УМК 1 - 2 учебников на такие, которые позволяют учителю обеспечить выполнение требований ФГОС НОО. При комплектовании УМК образовательная организация имеет право предоставить учителям-предметникам, преподающих в начальных классах иностранный язык, физическую культуру, изобразительное искусство, музыку, технологию, самостоятельный выбор учебников из предложенных в Федеральном перечне.
Образовательным организациям, в которых обучение в начальных классах осуществляется по системам Л.В. Занкова, "Школа 2100" и другим учебникам, не вошедшим в Федеральный перечень, рекомендуется сохранить линию до конца обучения в начальной школе. Образовательные организации имеют право использовать в образовательной деятельности учебники и учебные пособия, приобретенные ранее, поскольку право использовать учебники в качестве учебных пособий без ограничения времени определено в "Законе об образовании РФ" (ст. 18, ст. 35). Кроме того, на официальном сайте Минобрнауки разъясняется: "Планируется, что учебники, отобранные по новому порядку, поступят в общеобразовательные учреждения к 2014/15 учебном году. Учебники, которые были приобретены образовательными учреждениями в этом году или раньше, также будут использоваться, пока не истечет срок износа (в среднем он составляет пять лет): http://xn--80abuciiibhv9a.xnp1ai/%DO%BD%DO%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3995. Это положение позволяет на законных основаниях продолжать работать по учебникам по системам Л.В. Занкова, "Школа 2100" и др. В том случае, если учебники для четвертого класса в образовательных учреждениях закуплены не были, для системы Л.В. Занкова возможно использование учебников, созданных для УМК "Гармония" (издательство "Ассоциация XXI век"), отдельных учебников по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и т.п.
3. В качестве части, формируемой участниками образовательного процесса (2 - 4 классы), рекомендуется использовать следующие учебные курсы:
- "Гражданское образование младших школьников" (учебники "Кораблик" - 2 класс, "Жар-птица" - 3 и 4 классы), авт. С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина (Н.Новгород, 2013);
- "Нижегородская сторона", авт. В.Ф. Одегова (Н.Новгород, 2013);
- "Образ и мысль", авт. С.К. Тивикова, И.И. Бондарева;
- "Речевое развитие младших школьников", авт. С.К. Тивикова и др.
4. В соответствии с ФГОС НОО важной и неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, должна осуществляться на основе интеграции с учебной деятельностью и организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному. Образовательное учреждение имеет право выбора направлений внеурочной деятельности, форм ее организации и места организации, а также привлекаемые для ее организации ресурсы, в том числе кадровые. Содержание внеурочных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Рабочая программа дополнительного образования обсуждается на заседании педагогического или научно-методического совета и после принятого положительного решения утверждается директором образовательного учреждения. В соответствии приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 (пункт 17 главы III "Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования") при отсутствии возможности реализации внеурочной деятельности, образовательное учреждение в рамках соответствующих муниципальных заданий, формируемых учредителем, должно использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Для реализации внеурочной деятельности образовательные учреждения Нижегородской области могут использовать:
- программы внеурочной деятельности для учащихся 1 - 4 классов "Дорогою открытий и добра", авт. Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина (Москва, 2013);
"Мы - нижегородцы!", авт. В.Ф. Одегова (Н.Новгород, 2012);
"СОКРАТ", авт. И.Н. Мохова (Н.Новгород, 2011);
"Уроки для души", авт. Н.Ю. Яшина, Е.Н. Тимошина;
"УТРО. Развитие речевого поведения младших школьников", авт. С.К. Тивикова;
- программы внеурочной деятельности, выпущенные центральными издательствами ("Просвещение", "Вентана-Граф", "Русское слово" и др.);
- авторские программы педагогов, имеющие экспертные заключения Научно-методического экспертного совета (НМЭС) ГОУ ДПО НПРО или сертифицированные областным экспертным советом (ОЭС) министерства образования Нижегородской области, в том числе опубликованные в сборнике "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО" (Н.Новгород: НИРО, 2011) и др.
Кроме того, согласно ст. 75 п. 4 Закона об образовании "содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность".
Количество времени, отводимого на реализацию внеурочной деятельности (в целом и по конкретным направлениям), определяет образовательное учреждение самостоятельно, до 10 часов в неделю (приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357).
5. Следует обратить внимание на особенности организации контрольно-оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в частности на создание портфолио обучающегося, в котором должны отражаться как предметные, так и метапредметные достижения обучающегося, его личностное продвижение в учебной деятельности. В соответствии с п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции и ответственности образовательного учреждения относится "...осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона". Следовательно, безотметочное обучение может осуществляться во 2-м (и 3-м) классах в соответствии с решением педагогического совета.
Меняется характер осуществления внутришкольного контроля. Сформулированные Стандартом личностные, предметные и метапредметные результаты должны быть достигнуты к концу обучения в начальной школе. Поэтому отслеживание продвижения и развития детей в 1 - 4 классах осуществляется с помощью диагностических методик, мониторинговых исследований и систематического наблюдения с целью выявления индивидуального прогресса каждого ребенка и осуществления, в случае необходимости, своевременной коррекции.
Особое внимание следует обратить на контроль результатов по литературному чтению в связи тем, что чтение и работа с текстом рассматриваются в качестве важнейших метапредметных результатов (Примерная образовательная программа образовательного учреждения: М. 2011. С. 49 - 51). Поскольку в требованиях ФГОС НОО отсутствует количественная характеристика темпа чтения, она не подвергается измерению: "Выпускник начальной школы должен читать осознанно, грамотно, выразительно, в необходимом для осознания читаемого темпе". Акценты при осуществлении контроля следует расставить при чтении вслух на смысловой характеристике навыка чтения - осознанности; уровне сформированности способа чтения (слог, слово, словосочетание, синтагма). Важным требованием ФГОС НОО является формирование в 3 - 4 классе продуктивного навыка молчаливого чтения (чтения про себя).
Необходимо учитывать, что важнейшими планируемыми результатами освоения обучающимися основной образовательной программы является сформированность универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.





Приложение

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" учебный план общеобразовательной организации определяет формы, по которым проводится промежуточная аттестация по результатам освоения образовательной программы.
1 вариант

Примерный (базисный) учебный план начального общего образования
Учебные предметы Классы
Количество часов в неделю
Всего
I
II
III
IV
Обязательная часть





Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
3
15
Иностранный язык
-
2
2
2
6
Математика
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозной культуры и светской этики
-
-
-
1
1
Музыка
1
1
1
1
4
Изобразительное искусство
1
1
1
1
4
Технология
1
1
1
1
4
Физическая культура
3
3
3
3
12
Итого
21
23
23
23
90
Часть, формируемая участниками образовательного процесса

3
3
3
9
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
26
26
26
99

Примечание: в условиях 5-дневной рабочей недели отсутствует часть, формируемая участниками образовательного процесса (см. строку "итого"). В структуре учебного плана общеобразовательной организации должен присутствовать столбец "предметные области" (пп. 19.3 п. 19 ФГОС НОО).
По возникающим вопросам:
- связанным с организацией учебного процесса, необходимо обращаться в отдел дошкольного и общего образования по тел. 434 14 55 - В.Н. Шмелев;
- связанным с методикой преподавания, обращаться на кафедру начального образования НИРО по тел. 417 59 96 - С.К. Тивикова.


------------------------------------------------------------------