По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

"Соглашение между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов "Облсовпроф", объединением работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2015 - 2017 годы"



Включен в Реестр договоров (соглашений) Правительства Нижегородской области 17 декабря 2014 года, № в Реестре 2160
------------------------------------------------------------------

СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, НИЖЕГОРОДСКИМ
ОБЛАСТНЫМ СОЮЗОМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ "ОБЛСОВПРОФ",
ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "НИЖЕГОРОДСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ" О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2015 - 2017 ГОДЫ

(17 декабря 2014 г. № 311-П/353/А-660)
Список изменяющих документов
(в ред. дополнительного соглашения
от 02.09.2015 № 243-П/258/А-422)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Мы, нижеподписавшиеся, полномочные представители Правительства Нижегородской области (далее - Правительство), Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф" (далее - Профсоюзы) и объединений работодателей (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем "Стороны", действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда (МОТ), ратифицированными Российской Федерацией, законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе, обеспечения государственных и региональных социальных стандартов и гарантий для всех жителей Нижегородской области, обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних коллективных переговоров и консультаций, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 27 апреля 1999 года № 40-З "О социальном партнерстве" настоящее Соглашение в области социально-трудовых отношений на 2015 - 2017 годы (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на уровне Нижегородской области.
(в ред. дополнительного соглашения от 02.09.2015 № 243-П/258/А-422)
Стороны Соглашения считают на предстоящий период главной целью социальной политики создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов и качества жизни населения на основе развития экономики Нижегородской области.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, с индивидуальными предпринимателями и обязуются оказывать профорганизациям, работодателям, их объединениям, органам местного самоуправления, развивающим социальное партнерство, всестороннее содействие.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации.

1. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика Нижегородской области (далее - область) должна быть ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих динамическое развитие и повышение конкурентоспособности экономики области с учетом реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития области, на основе модернизации и диверсификации производств, развития инновационных процессов, обеспечения условий для конкуренции, повышения эффективности государственного управления, что в конечном итоге повлияет на повышение качества и уровня жизни населения.
В этих целях Стороны совместно:
1.1. Добиваются дальнейшего роста экономики Нижегородской области, укрепления экономического и финансового положения организаций, для чего осуществляют взаимодействие по вопросам промышленной, бюджетной, инвестиционной, налоговой и ценовой политики.
1.2. Проводят политику, направленную на модернизацию действующих и создание новых производств, ориентированных на выпуск новых конкурентоспособных видов продукции в различных отраслях экономики, укрепление финансово-экономического состояния организаций, рост оплаты труда, рост доходов бюджета и повышение занятости населения.
1.3. Участвуют в разработке принципов и методов государственной тарифной и ценовой политики Нижегородской области, готовят предложения по их совершенствованию.
1.4. Разрабатывают и реализуют проекты, имеющие целью развитие производства, перевод экономики к устойчивому росту, создание и сохранение экономически целесообразных рабочих мест, обеспечение подготовки квалифицированных рабочих кадров.
1.5. Создают условия для развития внутрирегиональной кооперации.
1.6. Своевременно принимают меры по предупреждению несостоятельности организаций, их финансовому оздоровлению, используя в полном объеме досудебные процедуры. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных организаций.
1.7. Формируют предложения по созданию оптимальных условий хозяйствования, благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций, а также для развития инноваций и высоких технологий в промышленности Нижегородской области. Способствуют эффективному управлению собственностью в интересах населения Нижегородской области.
1.8. Участвуют в реализации мероприятий государственной программы "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 297, направленных на формирование эффективной и сбалансированной экономики, создание конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции.
1.9. Содействуют внедрению в организациях Нижегородской области систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов.
1.10. Участвуют в разработке, принятии и реализации государственных программ развития Нижегородской области и отдельных отраслей экономики. Способствуют включению организаций Нижегородской области в утвержденные и формируемые государственные программы Российской Федерации и государственные программы Нижегородской области.
1.11. Содействуют производителям продукции в разработке и внедрении инновационных и современных информационных технологий, механизмов сертификации продукции, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции.
1.12. Содействуют реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части увеличения производительности труда и реальной заработной платы к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.
1.13. Создают благоприятные условия для развития социально ответственных организаций предпринимательства как основы увеличения в Нижегородской области объемов производства и расширения занятости населения, становления в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
1.14. Разрабатывают программы подготовки кадров для экономики с профессиональным образованием и высшим образованием на среднесрочной основе.
1.15. Проводят консультации в Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам установления предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) отраслей естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, социальных последствий проведения реформ в сфере естественных монополий, жилищно-коммунальном хозяйстве и принимаемым мерам по адресной социальной поддержке низкодоходных групп населения.
Правительство:
1.16. Содействует реализации основных направлений прогноза социально-экономического развития Нижегородской области, ежегодно разрабатываемого Правительством Нижегородской области.
1.17. Содействует внедрению современных методов управления в экономику Нижегородской области на основе новых информационных технологий.
1.18. Разрабатывает мероприятия, направленные на развитие налогового потенциала Нижегородской области, в том числе за счет привлечения новых инвесторов и стимулирования налогоплательщиков через систему налоговых льгот.
1.19. Принимает меры по обеспечению поступления в областной бюджет дополнительных доходов, в том числе доходов за счет постоянной работы с налогоплательщиками по своевременному и в полном объеме перечислению налогов и сборов во все уровни бюджетной системы, более эффективного управления государственной собственностью, работы с должниками областного бюджета.
1.20. Развивает систему компенсаций процентных ставок за счет средств областного бюджета за использование привлеченных средств коммерческих банков, в том числе для организаций агропромышленного комплекса Нижегородской области.
1.21. Разрабатывает и заключает соглашения о социально-экономическом партнерстве между Правительством Нижегородской области и собственниками промышленных организаций.
1.22. Оказывает содействие в осуществлении мер по финансовому оздоровлению организаций промышленного комплекса Нижегородской области, находящихся в процедуре внешнего управления.
1.23. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Нижегородской области и созданию благоприятной среды его деятельности.
1.24. Проводит мониторинг состояния предпринимательства в Нижегородской области.
1.25. Содействует проведению комплекса мер, направленных на обновление основных фондов организаций Нижегородской области, с переходом на более высокий уровень их технического оснащения, обеспечивающего выпуск высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий.
1.26. Создает необходимые условия для устойчивого снабжения организаций и населения жилищно-коммунальными услугами, проводит работу по внедрению энергосберегающих технологий, содействует снижению себестоимости услуг организаций жилищно-коммунального хозяйства, экономии бюджетных средств, бесперебойной работе пассажирского транспорта.
1.27. Совместно с органами местного самоуправления Нижегородской области проводит работу по погашению задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
1.28. Осуществляет передачу объектов жилищного фонда и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими условия, размеры и приоритеты передачи.
1.29. Устанавливает региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
1.30. Совершенствует практику назначения субсидий и льгот по оплате жилого помещения, коммунальных услуг малоимущим семьям.
1.31. Оказывает методическую помощь муниципальным образованиям Нижегородской области по вопросам управления жилищным фондом.
1.32. Оказывает содействие в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кредитные.
1.33. Содействует в повышении качества продовольственной продукции и ее конкурентоспособности.
1.34. Оказывает всестороннее содействие в деятельности организаций потребительского рынка для решения задач качественного преобразования сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, формирования современных торговых комплексов, повышения уровня обслуживания населения Нижегородской области.
1.35. При обсуждении и принятии решений по поддержке инвестиционных проектов обращает внимание на наличие в создаваемых организациях, компаниях, холдингах, торговых сетях социальной направленности бизнеса, их взаимодействие с профсоюзами и объединениями работодателей.
1.36. Осуществляет контроль за соблюдением нормативных правовых актов Нижегородской области по регулированию цен и тарифов в установленном порядке.
1.37. Принимает меры по сдерживанию потребительской инфляции и снижению разрыва регионального и среднероссийского показателей.
1.38. Обеспечивает взвешенную политику в области земельных отношений.
1.39. Продолжает работу по организации транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении.
1.40. Ежеквартально анализирует и прогнозирует развитие экономической ситуации, публикуя пресс-релизы в областных средствах массовой информации и на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Правительство и Работодатели:
1.41. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг) на российский и зарубежный рынки сбыта в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации.
1.42. Проводят работу по продвижению продукции областных товаропроизводителей за пределы области и Российской Федерации, в том числе путем участия в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях.
1.43. Осуществляют подготовку предложений по оптимизации затрат на организацию товаропродвижения продукции нижегородских товаропроизводителей на основе снижения доли участия посредников в товаропроводящих сетях Нижегородской области.
1.44. Содействуют производителям продукции в разработке и внедрении инновационных и современных информационных технологий, механизмов сертификации продукции, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции.
Работодатели:
1.45. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций за счет проведения модернизации и повышения производительности труда, перехода к инновационной модели развития, внедрения энергоэффективных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, создания дополнительных рабочих мест, повышения оплаты труда.
1.46. Обеспечивают по запросу органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области предоставление предприятиями и организациями информации, необходимой для совместной разработки прогноза и мониторинга социально-экономического развития Нижегородской области.
1.47. Принимают меры по сохранению объемов производства на предприятиях, использующих труд инвалидов.
1.48. Ежеквартально знакомят первичные профсоюзные организации с результатом финансово-хозяйственной деятельности организаций, не реже двух раз в год отчитываются перед работниками об ее итогах.
1.49. Обеспечивают участие в работе органов управления организаций всех форм собственности представителей первичной профсоюзной организации в порядке, определенном коллективными договорами.
Работодатели и профсоюзы:
1.50. Проводят совместную работу по устойчивой финансово-экономической работе организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников через коллективные договоры, соглашения, конкурсы.
1.51. В случае ухудшения финансового состояния организации, подачи кредитором (кредиторами) в суд заявления о признании организации банкротом извещают об этом работников и выборный орган первичной профсоюзной организации в целях принятия совместных мер по стабилизации ситуации, защите работников и предотвращению необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий.
Профсоюзы:
1.52. Воздерживаются от проведения забастовок, а также иных акций протеста, приводящих к нарушению технологического процесса или наносящих ущерб работодателю при соблюдении им норм трудового законодательства, условий настоящего Соглашения, отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров. При наличии оснований для объявления забастовок проводят предварительные консультации с работодателями и их объединениями в соответствии с действующим законодательством и Региональным перечнем минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальными предпринимателями Нижегородской области.
1.53. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных актов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при ликвидации, реорганизации, приватизации или смене собственника, банкротстве организаций.

2. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Стороны совместно:
2.1. Разрабатывают и реализуют комплекс организационных и финансовых мероприятий в области образования, здравоохранения и обеспечения жильем в Нижегородской области.
2.2. Осуществляют совместный контроль за реализацией указанных в пункте 2.1 настоящего Соглашения мероприятий.
2.3. В случае необходимости вырабатывают и принимают экстренные меры по недопущению срыва выполнения указанных мероприятий.
2.4. Способствуют формированию у населения культуры здорового образа жизни, совершенствуют профилактические меры противодействия распространению наркомании, алкоголизма, социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ/СПИДа, среди работников организаций, осуществляют комплекс мер по повышению качества образования граждан; создают условия для обеспечения доступности жилья; повышения качества жизни сельского населения Нижегородской области.
2.5. Организуют и обеспечивают проведение диспансеризации работников организаций Нижегородской области в соответствии с действующим законодательством.
2.6. Проводят в трудовых коллективах и среди населения информационно-разъяснительную работу о реализации мероприятий в области образования, здравоохранения и обеспечения жильем в Нижегородской области.
2.7. В организации летних оздоровительных кампаний 2015 - 2017 годов осуществляют долевое участие в финансировании детских и других оздоровительных лагерей за счет средств организаций, профсоюзов, областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Расходы на эти цели предусматривать в объеме не ниже уровня предыдущего периода, с учетом роста цен и тарифов.
Правительство:
2.8. Оказывает содействие развитию кадрового потенциала первичного звена здравоохранения через подготовку и переподготовку врачей общей практики (семейных врачей), участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров.
2.9. Принимает меры по оснащению амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием, укреплению материально-технической базы службы скорой помощи, оснащению лечебно-профилактических учреждений современными транспортными средствами.
2.10. Содействует повышению качества и доступности первичной медико-санитарной помощи.
2.11. Принимает меры, направленные на сохранение работникам бюджетной сферы средней заработной платы за время прохождения ими диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров.
2.12. Обеспечивает качественное проведение медицинских осмотров медицинскими учреждениями, имеющими лицензию, и реализацию рекомендаций по дальнейшему лечению заболеваний, выявленных по результатам проведенных осмотров.
2.13. Организует проведение иммунизации населения в рамках приказа Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", а также в рамках исполнения соответствующих нормативных правовых актов Нижегородской области.
2.14. Обеспечивает выплату ежемесячной доплаты за классное руководство (руководство группой) учителям и преподавателям образовательных организаций в соответствии с законодательством области.
2.15. Обеспечивает подключение школ к сети Интернет, производит закупку оборудования для компьютерных классов областных государственных учреждений.
2.16. Финансирует поощрение лучших образовательных организаций, активно внедряющих инновационные образовательные программы, а также лучших педагогических работников в виде областных грантов за счет средств областного бюджета.
2.17. Разрабатывает перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи, осуществляет контроль за ее соблюдением на местах. Определяет порядок назначения и льготного выделения отдельным категориям граждан лекарственных препаратов.
2.18. Использует строго по целевому назначению средства фонда обязательного медицинского страхования.
2.19. Предусматривает в областном бюджете средства на долечивание (медицинскую реабилитацию) работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в условиях санитарно-курортных организаций.
2.20. Обеспечивает реализацию мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274.
2.21. Осуществляет комплекс мер по обеспечению населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем в рамках реализации постановления Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 302 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем".
2.22. Осуществляет расселение граждан из ветхого и непригодного для проживания жилищного фонда Нижегородской области на основании разработанных жилищных программ Нижегородской области.
2.23. Предусматривает в расходах областного бюджета средства на развитие жилищного строительства, а также социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках государственной программы "Об утверждении государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 280.
2.24. Устанавливает стоимость одного дня пребывания в детских санаториях и санаторно-оздоровительных центрах (лагерях) круглогодичного действия, иных организациях, осуществляющих санаторно-курортное лечение в соответствии с имеющейся лицензией, иных организациях, осуществляющих санаторно-курортную помощь в соответствии с имеющейся лицензией, распоряжением Правительства Нижегородской области.
2.25. Предоставляет путевки в детские санатории, санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, иные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение детей в соответствии с имеющейся лицензией, иные организации, осуществляющие санаторно-курортную помощь детям в соответствии с имеющейся лицензией, расположенные на территории Нижегородской области, категориям граждан в соответствии с Законом Нижегородской области от 24 ноября 2004 года № 130-З "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей".
2.26. Возмещает расходы по сопровождению детей до места нахождения организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Российской Федерации за пределами Нижегородской области, и обратно в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года № 149 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области".
2.27. Содействуют производству в Нижегородской области медицинской техники, санитарного транспорта.
Работодатели:
2.28. Участвуют совместно с организациями здравоохранения и лечебно-профилактическими учреждениями Нижегородской области в проведении диспансеризации работников организаций Нижегородской области; организуют дополнительный медицинский осмотр работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
2.29. Сохраняют за работниками среднюю заработную плату за время прохождения ими диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров.
2.30. Развивают лечебную и материальную базу имеющихся на балансе предприятий лечебных учреждений, в том числе здравпунктов.
2.31. Включают представителей профсоюзных органов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные, культурно-бытовые и жилищные объекты.
2.32. Взимают плату с проживающих в общежитиях за пользование жилой площадью и коммунальными услугами по тарифам в размерах не выше установленных для муниципального и государственного жилищного фонда.
2.33. Внедряют и совершенствуют системы корпоративного ипотечного кредитования.
Работодатели и Профсоюзы:
2.34. Содействуют проведению дополнительной иммунизации, вакцинопрофилактики работников за счет средств организации, совершенствуют профилактические меры противодействия распространению наркомании и алкоголизма среди работников организаций Нижегородской области.
2.35. Принимают меры по созданию и оборудованию в подразделениях организаций Нижегородской области помещений для оказания медицинской помощи, формированию санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором современных лекарственных препаратов, средств оказания первой медицинской помощи.
2.36. Содействуют использованию средств организаций Нижегородской области, привлечению кредитных ресурсов и средств граждан для строительства жилья и продажи его работникам по сметной стоимости и в рассрочку, обеспечивают повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для работников, молодых специалистов, в том числе за счет предоставления средств для оплаты первоначального взноса при оформлении кредита или частичного погашения процентной ставки за пользование кредитом из средств организаций. Формируют специализированный жилищный фонд.
2.37. Способствуют увеличению объемов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования граждан за счет средств организаций Нижегородской области.
2.38. Создают условия для санаторно-курортного оздоровления работников.
2.39. Включают в коллективные договоры и соглашения положения по обязательствам сторон социального партнерства по реализации мероприятий в области образования, здравоохранения и обеспечения жильем в Нижегородской области.
Профсоюзы:
2.40. Контролируют проведение диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров работников организаций Нижегородской области, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
2.41. Содействуют улучшению жилищных условий на льготных основаниях работникам, стоящим в очереди, используя механизм коллективных договоров и соглашений различного уровня.
2.42. Оказывают информационную поддержку реализации мероприятий в области образования, здравоохранения и обеспечения жильем, используя многотиражную и стенную печать, профсоюзные издания и средства массовой информации.

3. ДЕМОГРАФИЯ И НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ

Стороны учитывают, что демографическая политика Нижегородской области предполагает преодоление негативных показателей воспроизводственных процессов за счет консолидации мер экономической, финансовой и социальной политики Правительства Нижегородской области, в связи с чем требует совместных усилий всех сторон Соглашения и должна осуществляться в тесной связи с реализацией Стратегии развития Нижегородской области.
Стороны совместно:
3.1. Организуют реализацию основных направлений демографической политики Нижегородской области: Концепции демографического развития Нижегородской области на 2014 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24 июля 2014 года № 484, а также планов, программ и мероприятий в области народонаселения.
3.2. Способствуют сохранению и укреплению здоровья населения, увеличению роли профилактики заболеваемости и формированию жизнесохранительного поведения, развитию условий для ведения здорового образа жизни.
3.3. Содействуют повышению уровня рождаемости, укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания.
3.4. Обеспечивают снижение травматизма и смертности населения от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний, дорожно-транспортных происшествий и других внешних причин; своевременное выявление на ранних стадиях, профилактику и лечение профзаболеваний, сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности.
3.5. Стимулируют миграционное замещение естественной убыли населения за счет организации добровольного переселения в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Правительство:
3.6. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие демографической и социально-экономической ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перспектив развития. Разрабатывает программы демографического развития области и организует их реализацию.
3.7. Способствует развитию условий для ведения здорового образа жизни населения области, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям законодательства Российской Федерации.
3.8. Рассматривает систему поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечения государственной материальной поддержки семей, имеющих детей.
Организует реализацию подпрограммы 7 "Создание семейных детских садов и учительских домов в Нижегородской области на 2015 - 2020 годы и на период до 2022 года" государственной программы "Развитие образования Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 301.
3.9. Содействует укреплению репродуктивного здоровья населения и повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий; обеспечивает государственную поддержку лечения бесплодия.
3.10. Способствует реализации мероприятий по переселению соотечественников в рамках государственной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 14 октября 2013 года № 724.
Работодатели:
3.11. Разрабатывают и внедряют механизмы стимулирования у работников ответственного отношения к своему здоровью.
Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях финансирование на:
- обеспечение работников льготным (бесплатным) горячим питанием, в т.ч. диетическим (по медицинским показаниям), сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- отдых и оздоровление, санаторно-курортное лечение работающих и членов их семей;
- обеспечение дополнительных обязательств работодателя по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.
3.12. Осуществляют при наличии финансовых возможностей за счет собственных средств единовременные выплаты при рождении первого ребенка, увеличивают сумму выплат при рождении второго и каждого последующего ребенка, оказывают материальную помощь при поступлении ребенка в первый класс.
3.13. Предусматривают частичную или полную компенсацию подтвержденных расходов работников, в семьях которых сумма дохода на одного члена семьи не превышает прожиточного минимума:
- на содержание в дошкольных образовательных организациях и оздоровительных лагерях детей работников;
- на содержание детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях и приобретение им путевок в оздоровительные лагеря;
- на содержание детей в дошкольных образовательных организациях, оздоровительных лагерях семьям, имеющим троих и более детей.
3.14. Обеспечивают социальную защиту материнства и труда женщин:
- предоставляют 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.
Оплату каждого дополнительного выходного дня производить в размере среднего дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
3.15. Устанавливают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением. Оплату в этих случаях производить пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного ими объема работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о труде.
3.16. Обеспечивают условия и охрану труда женщин и молодежи (подростков), для чего:
- проводят специальную оценку условий труда на рабочих местах женщин и подростков;
- выполняют мероприятия по механизации ручных и тяжелых физических работ для обеспечения норм предельно допустимых нагрузок для женщин и подростков, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
3.17. Устанавливают коллективным договором работнику, имеющему двух и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), одинокой матери (или отцу), воспитывающей(ему) ребенка в возрасте до 14 лет, ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для работников время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью или по частям. Перенесение этого отпуска на следующий год не допускается (статья 263 Трудового кодекса Российской Федерации).
Профсоюзы:
3.18. Осуществляют пропаганду здорового образа жизни наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ, также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, режима и структуры питания.
3.19. Организуют включение в коллективные договоры и соглашения дополнительных обязательств работодателей по возмещению ущерба от несчастных случаев на производстве, установлению дополнительных дней отпуска и сокращению продолжительности рабочего дня при работе с вредными и тяжелыми условиями труда, обеспечению работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты.
3.20. Организуют на базе учебно-методического центра профсоюзов обучение руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности по вопросам социального партнерства, трудового законодательства, охраны труда.
Работодатели и профсоюзы:
3.21. Предусматривают мероприятия по сохранению и доступности услуг, оказываемых пунктами общественного питания, культурно-просветительскими, спортивными, оздоровительными и социально-бытовыми объектами организаций, с учетом действующих норм и фактической численности работающих, поддержанию на должном уровне их технического состояния.

4. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА

Стороны Соглашения считают проведение государственной политики в области занятости населения, развития трудовых ресурсов, профессионального образования и подготовки кадров одним из национальных приоритетов и рассматривают повышение ее эффективности в неразрывной связи с решением задач социально-экономического развития Нижегородской области, обеспечения гарантий и учета интересов работников и работодателей.
Стороны совместно:
4.1. Способствуют развитию рынка труда и гарантии занятости населения, сохранению и рациональному использованию кадрового потенциала, повышению его профессионального квалификационного уровня.
4.2. Обеспечивают реализацию государственной программы содействия занятости населения.
4.3. Устанавливают социально допустимый уровень официальной регистрируемой безработицы в пределах двух процентов от численности экономически активного населения. Содействуют стабилизации рынка труда.
4.4. Предусматривают в соответствии со статьей 82 Трудового кодекса Российской Федерации в отраслевых и (или) территориальных соглашениях следующие критерии массового увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности (штата) за определенный календарный период:
а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности (штата) работников организации в процентном отношении к среднесписочной численности работающих (за предшествующий соответствующий период):
10% и более - в течение трех месяцев;
15% и более - в течение шести месяцев;
20% и более - в течение года;
в) сокращение численности работающих в городах и районах Нижегородской области в процентном отношении к среднесписочной численности работающих (за предшествующий соответствующий период):
3% и более - в течение трех месяцев;
4% и более - в течение шести месяцев;
5% и более - в течение года.
4.5. Принимают участие в формировании объема потребностей экономики Нижегородской области в квалифицированных кадрах и установлении контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения за счет областного бюджета для профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
4.6. Осуществляют организацию профориентации населения и психологической поддержки безработных граждан (в том числе дальних районов области с использованием Мобильных центров занятости).
4.7. Участвуют в формировании банков свободных рабочих мест (вакантных должностей) с оплатой труда в размере не ниже величины прожиточного минимума.
4.8. Осуществляют мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения.
4.9. Обеспечивают реализацию мероприятий по организации общественных работ и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места в рамках государственной программы содействия занятости населения на территориях муниципальных районов (городских округов).
4.10. Обеспечивают меры по определению необходимых объемов трудовой миграции, а также повышение ответственности в рамках своих полномочий за соблюдение миграционного законодательства на территории области.
4.11. Проводят работу, направленную на сокращение объемов трудовой миграции за пределы Нижегородской области.
4.12. При привлечении иностранной рабочей силы предусматривают размер оплаты труда приглашаемым работникам не ниже среднего по соответствующему виду деятельности.
Правительство:
4.13. Разрабатывает механизм регулирования рынка труда и образовательных услуг (спроса и предложения на рынке труда).
4.14. Разрабатывает областные мероприятия по организации новых и сохранению действующих рабочих мест, осуществляет финансирование мероприятий, касающихся проведения активной политики занятости населения.
4.15. Оказывает содействие по взаимодействию промышленных организаций Нижегородской области и образовательных организаций Нижегородской области, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования в вопросах подготовки кадров и трудоустройства выпускников.
4.16. Размещает информационный материал о ситуации на рынке труда в средствах массовой информации области.
4.17. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" формирует потребность Нижегородской области в привлечении иностранных работников.
4.18. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" определяет перечень организаций и виды работ для ее прохождения.
4.19. Принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстанавливает нарушенные права граждан, а также подготавливает соответствующие предложения по совершенствованию данного законодательства.
4.20. Осуществляет контроль за трудоустройством инвалидов и работников моложе 18 лет на квотируемые рабочие места.
Правительство и Работодатели:
4.21. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" принимают решения по всем вопросам, затрагивающим социально-трудовые права работников, с обязательным учетом мнения профсоюзов, изложенного в письменной форме.
Работодатели:
4.22. Содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:
соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
оказания помощи в трудоустройстве, профессиональном обучении или дополнительном профессиональном образовании и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
создания условий для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работающих;
разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
обеспечения приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве, в соответствии с установленными квотами;
соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
4.23. В соответствии с законодательством о занятости представляют органам службы занятости:
- информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
- сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.
4.24. Решение о привлечении иностранной рабочей силы принимают с учетом мнения органов первичной профсоюзной организации предприятия, а при их отсутствии - отраслевых профсоюзов.
4.25. Осуществляют меры по сохранению и созданию новых рабочих мест по профессиям и видам трудовой деятельности, востребованным рынком труда.
4.26. Осуществляют ликвидацию организаций и их подразделений, изменение форм собственности, полное или частичное приостановление производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, только после предварительного, не менее чем за три месяца, уведомления соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров.
4.27. При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.
4.28. Ежегодно представляют министерству образования Нижегородской области информацию о потребности в кадрах с профессиональным образованием. Способствуют обеспечению студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, базами практики.
Работодатели и Профсоюзы:
4.29. В коллективных договорах и соглашениях предусматривают проведение и обеспечение финансирования из прибыли организаций мероприятий, направленных на сохранение объемов работ, создание новых рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставления им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.
4.30. Используя механизм коллективно-договорного процесса, совместно принимают меры по сдерживанию массового высвобождения работников.
4.31. Обеспечивают совместно с профсоюзами включение в коллективные договоры и соглашения вопросов организации внутрифирменного развития персонала на производстве, направленных на сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Активно участвуют в областных мероприятиях: конкурсах, семинарах, круглых столах, опросах, проводимых Правительством области для формирования эффективной кадровой политики. Оперативно предоставляют информацию (внутрипроизводственное обучение персонала, потребность в кадрах), необходимую для формирования единых механизмов развития трудовых ресурсов.
4.32. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах нормы по обеспечению гибких форм занятости, дистанционной занятости, дополнительных льгот и преимуществ для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет.
Профсоюзы:
4.33. Оказывают бесплатные консультации и правовую помощь членам профсоюзов.
4.34. Участвуют в разработке программ и мероприятий по вопросам занятости и развития трудовых ресурсов области. Содействуют организации и проведению областных мероприятий по развитию персонала на производстве.
4.35. Информируют Правительство Нижегородской области о нарушениях прав работников бюджетной сферы, проживающих в сельской местности, рабочих поселках, на бесплатные коммунальные услуги в рамках действующего законодательства.
4.36. Проводят анализ проектов коллективных договоров на соответствие их положений действующему трудовому законодательству и соглашениям.
4.37. Осуществляют общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе за необоснованным и массовым применением срочных трудовых договоров, за предоставлением льгот и гарантий.

5. ОПЛАТА ТРУДА, УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Стороны считают в предстоящий период основной задачей обеспечение повышения уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда как залога роста экономики, ее инновационной направленности, совершенствование политики доходов, активизацию покупательной способности граждан.
Стороны совместно:
5.1. Содействуют реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части увеличения размера реальной заработной платы к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.
5.2. С учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Нижегородской области Стороны ежегодно заключают региональное соглашение о минимальной заработной плате в регионе, размер которой не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
5.3. Осуществляют на всех уровнях социального партнерства совместную деятельность по решению проблем, связанных с оплатой труда:
повышение реальных доходов населения, обеспечение соответствия оплаты труда его результатам и сложности;
создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах населения;
приближение уровня заработной платы основных работников реального сектора экономики к величине бюджета развития семьи по видам экономической деятельности;
уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;
снижение уровня дифференциации населения по доходам.
5.4. Проводят согласованную политику по совершенствованию систем оплаты труда и доходов населения.
5.5. Совершенствуют систему тарифно-договорного регулирования заработной платы работников внебюджетных отраслей в рамках социального партнерства с учетом договорного норматива - бюджета развития семьи трудоспособного населения.
5.6. Контролируют своевременность выплаты заработной платы и принимают меры к погашению долгов по заработной плате в организациях всех форм собственности.
5.7. Обеспечивают применение единых рекомендаций по установлению на областном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.
Правительство:
5.8. Осуществляет мониторинг реализации:
- Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р;
- региональных "дорожных карт" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения и социального обслуживания населения, культуры, образования, в части оплаты труда отдельных категорий работников, повышение заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, от 1 июня 2012 года № 761 и от 28 декабря 2012 года № 1688.
5.9. Осуществляет мониторинг уровня заработной платы в организациях всех форм собственности Нижегородской области. Проводит работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с целью выявления и легализации теневой части заработной платы.
5.10. Осуществляет своевременное перечисление средств на реализацию государственных полномочий из областного бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
5.11. Осуществляет контроль за выплатой заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов.
5.12. Обеспечивает в рамках рабочей группы по обеспечению своевременной и в полном размере выплаты заработной платы в организациях Нижегородской области, созданной распоряжением Губернатора Нижегородской области от 24 января 2005 года № 36-р, и соответствующих рабочих групп в муниципальных образованиях и городских округах, созданных в целях принятия оперативных мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы в организациях Нижегородской области, реализацию мероприятий по погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций Нижегородской области.
5.13. Ежеквартально утверждает величину прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения Нижегородской области, публикует его в средствах массовой информации.
5.14. Проводит анализ структуры прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения с учетом происходящих изменений в социальной сфере.
5.15. Осуществляет мониторинг основных показателей уровня жизни населения Нижегородской области в целом, в разрезе городов и районов, ежеквартально размещает результаты мониторинга на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5.16. Проводит работу по дальнейшему совершенствованию и актуализации потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения Нижегородской области в целях повышения уровня жизни.
5.17. Обеспечивает условия для участия Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных актов, прогнозов социально-экономического развития Нижегородской области, государственных программ, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Нижегородской области в сфере труда.
5.18. Принимает меры по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы Нижегородской области, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Правительство и Работодатели:
5.19. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" принимают решения по всем вопросам, затрагивающим социально-трудовые права работников, с обязательным учетом мнения профсоюзов, изложенного в письменной форме.
Работодатели и Профсоюзы:
5.20. Предусматривают в коллективных договорах, локальных нормативных актах организаций порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не реже одного раза в год.
5.21. Принимают меры по приведению положений коллективных договоров в соответствие с федеральными и областными соглашениями.
5.22. Предусматривают в коллективных договорах:
- выплату денежной компенсации заработной платы в случае ее задержки;
- вопросы, связанные с защитой пенсионных прав работников.
Работодатели:
5.23. Предоставляют профсоюзным комитетам в соответствии с коллективным договором аналитические документы и формы статистической отчетности по вопросам организации труда и заработной платы.
5.24. Предусматривают совместно с профсоюзами в коллективных договорах и соглашениях минимальный размер тарифных ставок и окладов с учетом прожиточного минимума трудоспособного населения, положений областного и отраслевых соглашений по оплате труда.
5.25. Своевременно выплачивают заработную плату работникам. В случае задержек выплат зарплаты порядок и размеры компенсационных выплат определяются в соответствии с положениями областного соглашения по основным направлениям совершенствования оплаты труда и коллективными договорами.
5.26. Гарантируют оплату труда работникам при вынужденных простоях (временной приостановке работы по причинам экономического, технического или организационного характера) в размере не ниже 2/3 средней заработной платы.
5.27. Допускают неденежные виды вознаграждения за труд (в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работников). Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.
5.28. Предоставляют в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные по сравнению с законодательством Российской Федерации льготы и компенсации работникам, занятым на вредных и опасных условиях труда.
5.29. Обеспечивают получение социальных гарантий для работников в объемах, предусмотренных действующими нормативными актами Российской Федерации, Нижегородской области и коллективными договорами.
Профсоюзы:
5.30. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и других нормативных актов по оплате труда, защищают при этом законные права и интересы работников, в том числе посредством участия своих представителей в примирительных комиссиях, трудовых арбитражах, судебных заседаниях и других инстанциях.
5.31. Совместно с органами по труду и статистике осуществляют периодическое информирование трудовых коллективов и населения об уровнях средней заработной платы работающих в Нижегородской области, индексах потребительских цен.
5.32. Совместно с работодателями регулярно информируют работников о реализации планов социально-экономического развития организации и выполнении коллективных договоров. Содействуют росту производительности труда.
5.33. Оказывают бесплатные консультации и правовую помощь членам профсоюзов.
5.34. Информируют Правительство Нижегородской области о нарушениях прав работников бюджетной сферы, проживающих в сельской местности, рабочих поселках, на бесплатные коммунальные услуги в рамках действующего законодательства.
5.35. Проводят анализ проектов коллективных договоров на соответствие их положений действующему трудовому законодательству и соглашениям.

6. УСЛОВИЯ И ОХРАНА ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННАЯ
И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Стороны совместно:
6.1. Проводят целенаправленную работу по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
6.2. Периодически через средства массовой информации информируют общественность о состоянии условий труда, уровнях производственного травматизма и профзаболеваемости работающих на предприятиях и в организациях Нижегородской области.
6.3. Повышают эффективность государственного экологического надзора и общественного экологического контроля.
Правительство:
6.4. Обеспечивает реализацию на территории Нижегородской области государственной политики в области охраны труда и осуществляет в этих целях в пределах полномочий государственное управление охраной труда.
6.5. Содействует реализации мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда. Осуществляет государственную экспертизу условий труда.
6.6. Координирует проведение на территории Нижегородской области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
6.7. Обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда бюджетных организаций Нижегородской области, в том числе специальной оценки условий труда.
6.8. Совершенствует систему экологического мониторинга, обеспечивает реализацию первоочередных мер по улучшению экологической обстановки в Нижегородской области.
Работодатели:
6.9. Принимают меры по соблюдению прав работников в сфере безопасности труда, по снижению уровня производственного травматизма, сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, проводят специальную оценку условий труда рабочих мест в соответствии с действующим законодательством.
6.10. Обеспечивают разработку и внедрение системы управления охраной труда.
6.11. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
6.12. Обеспечивают условия для осуществления общественного контроля уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
6.13. Предусматривают совместно с Профсоюзами в коллективных договорах и соглашениях гарантии, обеспечивающие уполномоченным лицам и комиссиям по охране труда выполнение возложенных на них обязанностей.
6.14. Обеспечивают за счет собственных средств проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
6.15. Обеспечивают расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.16. Обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.17. Обеспечивают выполнение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, осуществляют меры по гигиеническому воспитанию и обучению работников, пропаганде здорового образа жизни, проводят в трудовом коллективе информационную работу по профилактике социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ/СПИДа.
6.18. Разрабатывают и утверждают программы производственного экологического контроля.
6.19. Обеспечивают подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Профсоюзы:
6.20. Добиваются включения и реализации мероприятий по охране труда, в том числе специальной оценки условий труда, в коллективные договоры организаций Нижегородской области и соглашения различного уровня.
6.21. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав работников в сфере охраны труда и общественный экологический контроль силами собственных инспекций, уполномоченных (доверенных лиц) профсоюзных комитетов. Вносят предложения в органы управления по совершенствованию действующего законодательства об охране труда и социальной защите работающих, пострадавших на производстве.
6.22. Защищают права и интересы работников в случае нарушения законодательства о труде и охране труда, а также пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, в т.ч. в судебных органах.
6.23. Инициируют создание на паритетных началах комитетов (комиссий) по охране труда в организациях; участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц и членов комитетов (комиссий) по охране труда; осуществляют независимую экспертизу условий труда.

7. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

Стороны совместно:
7.1. Проводят согласованную политику в области развития здравоохранения, спорта, семейного и детского отдыха, по сохранению и укреплению сети социально-культурных объектов.
7.2. Обеспечивают своевременное перечисление и правомерное использование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
7.3. Принимают меры по сохранению на территории Нижегородской области объектов социальной сферы: санаториев-профилакториев и других учреждений здравоохранения, организаций отдыха детей и их оздоровления, дошкольных образовательных организаций, спортивных сооружений и учреждений культуры, стационарных, полустационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.
Правительство:
7.4. Осуществляет реализацию федеральных законов в части переданных полномочий по оказанию мер социальной поддержки в объемах средств, предусмотренных на их предоставление в областном бюджете (за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета).
7.5. Предусматривает поэтапный переход на финансирование учреждений социальной сферы с учетом параметров качества предоставляемых бюджетных услуг в соответствии с потребностью населения в их предоставлении.
7.6. В пределах полномочий совершенствует систему регулирования цен на потребительские товары и услуги населению на территории Нижегородской области.
7.7. Обеспечивает в рамках областного бюджета финансирование объектов социально-культурного комплекса Нижегородской области.
7.8. Осуществляет подготовку предложений по стоимости подарков многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, и в ряде других случаев.
7.9. Сохраняет действие ранее установленных в Нижегородской области мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Правительство и Работодатели:
7.10. В ходе приватизации организаций, осуществляющих социально значимую деятельность, не допускают их перепрофилирования и массового сокращения численности работающих согласно договорам купли-продажи в течение указанного в договорах срока; предусматривают штрафные санкции за нарушение условий договора и его расторжение, предусмотренные действующим законодательством.
7.11. Осуществляют контроль за выплатой компенсаций семьям с детьми и пособий по государственному социальному страхованию в организациях в соответствии с федеральным и областным законодательством.
7.12. Принимают меры по недопущению продажи и перепрофилирования организаций отдыха детей и их оздоровления.
Работодатели:
7.13. Предусматривают совместно с Профсоюзами в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование из фондов организаций мероприятий по созданию условий для отдыха работников, членов их семей.
7.14. Своевременно и в полном объеме осуществляют уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию.
7.15. Обеспечивают хозяйственное обслуживание, сохранение и материальное укрепление социально-культурной сферы организаций, загородных оздоровительных лагерей, их подготовку и организацию отдыха детей, подростков в каникулярный период.
7.16. Перечисляют профсоюзным комитетам организаций Нижегородской области денежные средства на проведение социально-культурной и иной работы среди работников в размере, определяемом коллективными договорами, ежемесячно и бесплатно перечисляют членские профсоюзные взносы, удержанные из заработной платы работников - членов профсоюза, на счета Профсоюзов одновременно с выдачей банками средств на заработную плату.
Профсоюзы:
7.17. Взаимодействуют с органами государственного контроля и надзора Нижегородской области, общественными организациями Нижегородской области при изучении уровня обслуживания населения учреждениями социально-бытовой сферы, здравоохранения, торговли, общественного питания, образования, организаций отдыха детей и их оздоровления. Вносят самостоятельно органам государственной власти Нижегородской области предложения по устранению недостатков и совершенствованию работы данных учреждений.
7.18. Добиваются выделения организациями необходимых средств на поддержку работающих, многодетных и неполных семей, инвалидов, бывших работников из числа пенсионеров, развитие физической культуры и спорта, оздоровление работников и их детей.
7.19. Организуют обучение членов выборного профсоюзного органа вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения и реализации коллективных договоров и соглашений.
7.20. Осуществляют через правовые службы Профсоюзов предоставление бесплатных консультаций членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства Российской Федерации.
7.21. Для защиты прав работников направляют своих представителей:
- в комиссии предприятий и организаций отдыха детей и их оздоровления;
- в коллегиальные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по распределению средств для организации детского отдыха.
7.22. Обеспечивают участие профсоюзных санаториев в реализации мероприятий по долечиванию больных непосредственно после стационарного лечения.

8. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Стороны совместно:
8.1. Проводят профориентационную работу с безработными гражданами и незанятым населением, выпускниками школ и профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
8.2. Осуществляют обеспечение учащейся, студенческой и работающей молодежи информацией о возможностях и перспективах развития производственного потенциала области, о структуре и направлениях подготовки кадров в образовательных организациях Нижегородской области.
8.3. Продолжают совершенствовать механизм реализации молодежной политики среди студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
8.4. Обеспечивают разработку и реализацию мероприятий в рамках программ содействия занятости населения по созданию временных (сезонных) рабочих мест для студенческой и учащейся молодежи.
8.5. Организуют оздоровление, отдых и временное трудоустройство детей, подростков и студенческой молодежи, содействуют развитию молодежного туризма.
8.6. Ежегодно проводят анализ потребности на рынке труда в специалистах различных профессий из числа выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Нижегородской области и публикуют результаты анализа в областных средствах массовой информации.
8.7. Определяют меры по финансированию студенческих оздоровительных лагерей Нижегородской области.
8.8. Проводят традиционные областные студенческие культурно-массовые мероприятия и мероприятия для работающей молодежи.
8.9. Совершенствуют взаимодействие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по подготовке и закреплению кадров в экономике Нижегородской области.
8.10. Содействуют развитию конкурсов профессионального мастерства, в т.ч. международного конкурса WorldSkills.
Правительство:
8.11. Создает и развивает правовые, экономические и организационные условия для трудовой и гражданской социализации молодежи.
8.12. Обеспечивает профессионально-ориентационную работу с молодежью, совершенствование комплекса учебно-воспитательной работы, распространение передового опыта производственного обучения в организациях Нижегородской области, развитие наставничества и кураторства.
8.13. Осуществляет финансирование программ дополнительной социальной защиты студентов, аспирантов при установлении именных стипендий.
8.14. При формировании областного бюджета на соответствующий год предусматривает расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
8.15. Проводит ежегодный мониторинг профессиональной востребованности выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по результатам обращений их в центры занятости населения районов и городов Нижегородской области по вопросам содействия в трудоустройстве.
Работодатели:
8.16. Создают и реализуют принципы корпоративной культуры и отношений внутри трудовых коллективов, способствующие закреплению в организациях области наиболее квалифицированной и социально зрелой части молодежи.
8.17. Организуют учебно-производственную практику студентов по договорам с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.
8.18. Осуществляют социально-экономическую поддержку семей молодых рабочих и специалистов. Содействуют решению жилищных проблем молодежи в соответствии с законодательством.
8.19. Участвуют в опережающем обучении молодых работников, подлежащих высвобождению в результате реорганизации организаций и сокращения штатов.
8.20. Осуществляют развитие внутрифирменного обучения молодых сотрудников, расширяют возможности для повышения их квалификации.
8.21. Предусматривают дополнительные меры материального стимулирования и поддержки способной и талантливой молодежи в организациях работников, повышающих свою квалификацию.
Профсоюзы:
8.22. Осуществляют меры, направленные на защиту социально-экономических интересов и трудовых прав молодежи, по обеспечению правового просвещения молодежи с учетом специфики современных условий рынка труда.
8.23. Координируют деятельность профсоюзных организаций образовательных учреждений, оказывают им организационно-методическую, финансовую и иную помощь в осуществлении их практических функций.
8.24. Обеспечивают организационную работу по реализации программ дополнительной социальной защиты обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Нижегородской области.
8.25. Развивают сотрудничество молодежных советов профсоюзов с другими общественными организациями молодежи Нижегородской области.

9. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Стороны совместно:
9.1. Осуществляют меры по реализации Закона Нижегородской области от 27 апреля 1999 года № 40-З "О социальном партнерстве", признают отраслевые, территориальные и иные соглашения и коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания на местах социальной стабильности.
9.2. Принимают на себя в пределах своих полномочий обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы.
9.3. Проводят работу по включению в отраслевые и территориальные соглашения обязательств по повышению заработной платы, установленных настоящим Соглашением.
9.4. Организуют мероприятия, направленные на совершенствование форм и методов регулирования социально-трудовых отношений, обучение представителей сторон социального партнерства.
9.5. Оказывают содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, координационных советов профсоюзов и объединений работодателей; территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
9.6. Содействуют развитию социального партнерства на уровне муниципальных образований Нижегородской области, заключению территориальных и отраслевых соглашений. Разрабатывают рекомендации по развитию института социального партнерства.
9.7. Проводят мероприятия, направленные на предотвращение коллективных трудовых споров, в случае их возникновения участвуют в их разрешении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство:
9.8. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" признает право Профсоюзов области на владение и пользование объектами, включенными после совместной работы по разграничению собственности между профсоюзами и государством в реестр профсоюзной собственности.
9.9. Учитывает мнение Профсоюзов и Работодателей при принятии нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социально-трудовой сферы.
9.10. Информирует в установленном порядке Стороны Соглашения о вопросах, выносимых на рассмотрение Правительства Нижегородской области, касающихся социально-трудовых отношений. Включает Нижегородский областной союз организаций профсоюзов "Облсовпроф" и Нижегородскую ассоциацию промышленников и предпринимателей в перечень организаций, которым осуществляется рассылка правовых актов, касающихся социально-трудовых отношений.
(в ред. дополнительного соглашения от 02.09.2015 № 243-П/258/А-422)
9.11. Обеспечивает участие представителей Сторон в работе комиссий, рабочих групп, образованных в органах исполнительной власти Нижегородской области, при рассмотрении социально-экономических вопросов.
9.12. Ежегодно предусматривает в областном бюджете выделение наряду с другими средствами массовой информации средств на оказание финансовой поддержки выпуска газеты "Профсоюзная трибуна" в соответствии с методикой планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год.
9.13. Привлекает руководителей областных организаций Профсоюзов для участия в работе совещаний, проводимых органами исполнительной власти Нижегородской области, связанных с реорганизацией, изменением форм собственности организаций, созданием ассоциаций.
9.14. Обеспечивает условия для участия Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных актов, прогнозов социально-экономического развития Нижегородской области, государственных программ, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Нижегородской области в сфере трудовых и связанных с ними отношений.
9.15. Обеспечивает освещение выполнения настоящего Соглашения в средствах массовой информации, учредителями которых является, в том числе с предоставлением телерадиоэфира представителям профсоюзов и работодателей на безвозмездной основе.
Работодатели:
9.16. Не препятствуют созданию профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы, признают необходимость соблюдения прав и гарантий профсоюзной деятельности, в том числе участия представителей профсоюзной организации в деятельности коллегиальных органов управления (совет директоров, правление).
9.17. Принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют стороны социального партнерства, Нижегородскую региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
9.18. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
9.19. Обеспечивают условия для осуществления органами государственного контроля и надзора Нижегородской области и профсоюзными органами контроля за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации.
9.20. Создают объединения работодателей в городских округах и муниципальных районах Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" и положением об объединениях работодателей в Нижегородской области, утвержденным решением Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 28 октября 2005 года № 3).
Профсоюзы:
9.21. При поддержке работодателей и органов местного самоуправления Нижегородской области проводят работу по созданию первичных профсоюзных организаций в организациях независимо от их формы собственности в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
9.22. Инициируют заключение коллективных договоров, областных отраслевых и территориальных соглашений.
9.23. Добиваются заключения коллективного договора в каждой организации Нижегородской области, в которой создана первичная профсоюзная организация, осуществляют контроль за его выполнением.
9.24. Совместно с Правительством Нижегородской области способствуют вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению отраслевых и территориальных соглашений.
9.25. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю за выполнением территориальных соглашений.

10. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ

10.1. Деятельность Сторон по реализации данного Соглашения осуществляется через Нижегородскую региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), которая сформирована на принципах паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комиссии, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области, Нижегородского областного объединения организаций профсоюзов "Облсовпроф" и объединения работодателей Нижегородской области.
10.2. Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей Нижегородской области, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим Соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей Нижегородской области, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения;
органов государственной власти в пределах взятых ими на себя обязательств.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными выше работодателями.
Соглашение действует в отношении областных организаций профсоюзов, входящих в состав Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф", а также объединяемых ими первичных профсоюзных организаций.
(в ред. дополнительного соглашения от 02.09.2015 № 243-П/258/А-422)
10.3. По предложению Комиссии руководитель уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области имеет право после опубликования Соглашения предложить работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Нижегородской области и не участвовавшим в заключении данного Соглашения, присоединиться к этому Соглашению.
Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации Соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Нижегородской области и не участвовавшие в заключении данного Соглашения, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили в уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к Соглашению руководитель уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей Сторон Соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители Сторон Соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
10.4. Стороны на заседаниях Комиссии определяют меры по реализации обязательств настоящего Соглашения с указанием ответственных и сроков исполнения.
Стороны Соглашения официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам.
10.5. В случаях уклонения от выполнения обусловленных данным Соглашением мероприятий либо грубого нарушения его положений соответствующие должностные лица несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
10.6. После подписания Соглашения каждая из Сторон разрабатывает план мероприятий по реализации принятых обязательств и представляет его в Комиссию.
10.7. Профсоюзы не выступают организаторами забастовок в случае выполнения Правительством и Работодателями обязательств, предусмотренных в настоящем Соглашении, а также в областных отраслевых соглашениях.
10.8. Стороны Соглашения обмениваются информацией, необходимой для контроля за данным Соглашением. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" Правительство предоставляет Нижегородскому областному союзу организаций профсоюзов "Облсовпроф" бесплатно выпускаемую территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (Нижегородстатом) периодическую информационно-аналитическую документацию (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
(в ред. дополнительного соглашения от 02.09.2015 № 243-П/258/А-422)
10.9. Ход выполнения Соглашения освещается Сторонами в средствах массовой информации, в том числе через электронные средства массовой информации на некоммерческой основе.
10.10. Изменения и дополнения Соглашения производятся по взаимному согласию Сторон.
10.11. Соглашение вступает в силу с 1 января 2015 года и действует до заключения нового Соглашения, но не более трех лет.
Текст Соглашения размещается на официальных сайтах Правительства Нижегородской области, министерства социальной политики Нижегородской области, Нижегородского областного объединения организаций профсоюзов "Облсовпроф", объединения работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и публикуется в газете "Нижегородская правда". Основные положения Соглашения публикуются в газете "Профсоюзная трибуна".

Губернатор Нижегородской области,
Председатель Правительства
В.П.ШАНЦЕВ

Председатель Нижегородского
областного объединения организаций
профсоюзов "Облсовпроф"
А.М.СОКОЛОВ

Генеральный директор объединения
работодателей "Нижегородская ассоциация
промышленников и предпринимателей"
В.Н.ЦЫБАНЕВ


------------------------------------------------------------------